Дата публикации: 12/03/2023

«Время прошло в поездках на суды». 3 года заключения «третьей Бахчисарайской группы» Хизб ут-Тахрир

11 марта 2020 года в Бахчисарае сотрудники ФСБ задержали четверых крымских татар из одной семьи: братьев Османа и Сейтумера Сейтумеровых, их дядю Рустема Сеитмеметова. Четвертым, в чей дом в тот день ворвались силовики, был гражданский журналист «Крымской солидарности» Амет Сулейманов. Так в Крыму появилось еще одно политически мотивированное уголовное дело Хизб ут-Тахрир, которое правозащитники стали называть «третьей Бахчисарайской группой». Суд всех арестовал и отправил в следственный изолятор, кроме Сулейманова. Он страдает сердечной недостаточностью и нуждается в замене сердечного клапана. Суд избрал для него домашний арест. 

Крымские татары до сих пор находятся в заключении и уже осуждены на длительные сроки лишения свободы — от 12 до 17 лет заключения. Братья Сейтумеровы и их дядя — Рустем Сеитмеметов находятся в СИЗО Новочеркасска, в Ростовской области. Амет Сулейманов — пока дома, но суд приговорил его к реальному заключению. 

9 февраля 2023 года Апелляционный суд во Власихе утвердил решение суда первой инстанции. Сулейманова, несмотря на инвалидность и заболевание сердца, суд постановил отправить в колонию строгого режима на 12 лет. 

«Мы стоим на очереди на операцию, но неизвестно — сможет успеет ли мой муж сделать эту операцию, так как апелляция у нас уже прошла и приговор с реальным сроком оставили в силе. Для него нахождение в тюрьме это будет равносильно смерти», — переживает супруга Амета Сулейманова, Лиля.

На протяжении всего судебного процесса, адвокаты пытались донести суду, что в отношении Амета Сулейманова нельзя отправлять в колонию, ввиду состояния его здоровья. 

Адвокат в Киеве Сергей Заец, являющийся представителем Амета Сулейманова в Комитете ООН против пыток, сообщил, что Комитет обратился к Российской Федерации с требованием приостановить исполнение приговора с реальным заключением. В международной организации настаивают на проведении комплексного медицинского обследования и предоставлении необходимого лечения.

«Это промежуточное решение комитета дает шанс спасти жизнь осужденному, но, к сожалению, не исключает исполнения очевидно неправосудного приговора. Например, исполнение приговора может быть отсрочено до улучшения состояния здоровья Амета Сулейманова или заменено на обеспечение доступа к медицинской помощи и не представляет угрозы для жизни», – сообщил представитель организации Крым SOS Алексей Тильненко.

За период содержания в СИЗО у других политзаключенных существенно ухудшилось состояние здоровья. У Османа Сейтумерова обострился хронический гастрит, участились головные боли, появились проблемы со зрением и зубами. Рустем Сеитмеметов еще до ареста страдал от болей в позвоночнике, из-за чего неоднократно обращался к врачу. В изоляторе боли участились и усилились. 

«Ухудшилось зрение, на фоне которого часто возникает артериальное давление. Причиной этому является постоянное нахождение в темном пространстве», — объясняет Зера Зейнетдинова

Все осужденные по этому делу крымские татары отрицают какую-либо причастность к террористической деятельности, считая обвинение и уголовные сроки актом политического преследования по религиозному и национальному признаку. 

«Сейчас беседы в мечети, чтение книг, помощь людям, забота о близких, друзьях, знакомых — это терроризм», — прокомментировала Пакизе Сейтумерова.

Ее мужа, историка Сейтумера Сейтумерова Южный окружной военный суд приговорил к 17 годам заключения в колонии строгого режима. 

«Осознание того, что нашу семью разлучили на 17 лет — до сих пор не укладывается у меня в голове. Это тяжело. Это очень тяжело. И знать, что муж может провести дальнейшие 17 лет в тюрьме в ужаснейших условиях, просто на расстоянии многих тысяч километров — это больно. В доме я ничего стараюсь не менять, в надежде на то, что в скором времени Сейтумер вернется», — надеется жена. 

Лиля Сейтумерова уже три года живет в разлуке с двумя сыновьями и родным братом.

«Все это время прошло в поездках на суды», — рассказала мать братьев Сейтумеровых.

11 марта 2020 года в Бахчисарае прошли обыски сразу в нескольких домах крымских татар: Энвера Мустафаева, Амета Сулейманова, братьев Сейтумера и Османа Сейтумеровых, их дяди Рустема Сеитмеметова. Также обыск был проведён в доме экс-активиста «Крымской солидарности» Сейтумера Сейтумерова, который несколько лет назад вынужденно покинул Крым.

Стример «Крымской солидарности» Амет Сулейманов до своего задержания неоднократно подвергался давлению. В октябре 2017 года его задерживали за съемку действий силовиков на телефон возле дома другого активиста «Крымской солидарности» Сейрана Салиева. У него сотрудники ФСБ тогда тоже проводили обыск.

На активиста Сулейманова возбудили административное дело и привлекли по первой части статьи 20.2.2 КоАП РФ, присудив штраф в размере 15000 рублей. Позже Верховный суд снизил сумму штрафа до 10000 рублей.

22 октября 2019 года сотрудники полиции задержали Амета Сулейманова на Крымском мосту (трасса Новороссийск-Керчь), когда он возвращался в Крым с судебного процесса в Южном Окружном военном суде. Через несколько часов его отпустили.

Всем задержанным вменяется членство в организации «Хизб ут-Тахрир», которая в России запрещена с 2003 года. На территории Украины и большинства стран мира организация действует без ограничений на уровне национальных законодательств. 

Трое из обвиняемых - Рустем Сеитмеметов, братья Осман и Сейтумер Сейтумеровы до 19 ноября 2020 года находились в следственном изоляторе Симферополя, но после были конвоированы в изолятор Ростова-на-Дону.

Согласно материалам дела, обвиняемые не имели оружия, взрывчатки, боеприпасов, не планировали совершать террористический акт и не призывали других к осуществлению террористических действий. Материалы дела содержат аудиозаписи с дискуссиями на религиозные и политические темы в мечетях Бахчисарая.

В октябре 2021 года Южный окружной военный суд в Ростове-на-Дону приговорил Сейтумера Сейтумерова, Османа Сейтумерова, Рустема Сеитмеметова и Амета Сулейманова к 17, 14, 13 и 12 годам лишения свободы в колонии строгого режима соответственно. 

Исламская политическая партия «Хизб ут-Тахрир» была признана террористической 14 февраля 2003 года Верховным судом Российской Федерации в закрытом судебном заседании. Правозащитники полагают, что это решение вынесено необоснованно, с нарушением гласности и равенства сторон, так как в закрытом процессе участвовала лишь сторона обвинения, а именно ФСБ. Представители организации не имели возможности донести свою позицию в деле. При этом на территории Украины и большинства стран мира организация действует без ограничений на уровне национальных законодательств.

С января 2015 года уголовные «дела Хизб ут-Тахрир» начали возбуждаться в Крыму, который перешёл под фактический контроль России. В Украине деятельность партии не запрещена, активисты организации занимались выпуском газеты, могли открыто говорить в СМИ и проводить массовые публичные мероприятия. 

По мнению правозащитников, членов организации преследуют не за подготовку государственного переворота и терроризм, а за публичные акции сторонников партии против политических репрессий в Крыму, системную критику российских властей, и за массовую нелояльность среди крымских татар в ответ на события 2014 года.

Фото: Крымская солидарность.

Яз, умметим!
Поддержи политзаключенных
Мнения
График судебных заседаний