Прокурор запросил для 34-летнего крымского татарина 12 лет лишения свободы
Государственный обвинитель Владислав Кузнецов выступил в прениях по делу 34-летнего крымского татарина Аметхана Абдулвапова, обвиняемого в связях с исламской политической партией Хизб ут-Тахрир. Организация запрещена в России с 2003 года, но свободно действует в Украине и других странах мира. Прокурор попросил Южный окружной военный суд назначить подсудимому 12 лет в колонии строгого режима.
Судебный процесс по делу Аметхана Абдулвапова продолжался около года. Защита доказывала непричастность крымского татарина к террористической деятельности. Адвокаты Рефат Юнус и Тамара Одинченко указывали суду на отсутствие существенных доказательств вины и противоречивые показания свидетелей.
«Обвинение построено на доказательствах, которые не имеют правдивую природу. Если действительно Абдулвапов был опасен для нашего государства и нашего общества, почему его не задержали еще 2015 году или же в 2016 году?», — прокомментировала авдвокат Тамара Одинченко. Ее подзащитного арестовали в феврале 2022 года.
Версия обвинения о террористической деятельности строится на показаниях скрытого свидетеля «Исмаилова». В суде он сообщал, что с Аметханом Абдулваповым познакомился в середине 2015 года в доме у имама Раифа Февзиева, осужденного по делу «Хизб ут-Тахрир». По словам «Исмаилова», там собирались несколько мужчин мусульман и обсуждали религиозные вопросы, касающиеся законов государства с исламской формой правления и привлечения новых учеников в организацию. Абдулвапов, утверждает свидетель, производил впечатление «разбирающегося в идеологии». Однако примеров какой-либо противоправной деятельности со стороны Абдулвапова он привести не смог.
«Абдулвапова обвиняют в том, что невозможно сделать если у человека не было умысла, возможности, связей и, самое главное, желания. Это все у него отсутствует в связи с иными жизненными приоритетами», — прокомментировал прения прокурора адвокат Рефат Юнус.
Прокурор в суде запросил для Аметхана Абдульвапова 12 лет лишения свободы, первые 5 из которых он должен провести в тюрьме — самых строгих условиях. Кроме этого прокурор попросил для него ограничения в течении полутора лет после освобождения.
Ограничения заключаются в необходимости отмечаться во ФСИН 2 раза в месяц, не покидать жилище с 11 вечера и до 6 утра, не менять место жительства и работу без уведомления ФСИН, не посещать публичные мероприятия.
Судья Игорь Костин назначил следующее заседание на 14 марта. Аметхан Абдулвапов выступит с последним словом, а на следующий день суд огласит приговор.
Утром 9 февраля 2022 года сразу в нескольких районах Крыма российские силовики провели обыски в домах крымских татар. Было задержано четыре человека, среди которых: Ансар Османов, Марлен Мустафаев, Эрнест Сейтосманов и Аметхан Абдулвапов. Всем четверым в тот же день была избрана мера пресечения в виде содержания в симферопольском СИЗО. Аметхану Абдулвапову инкриминируют «участие в террористической организации» (часть 2 статьи 205.5 УК России).
Всем задержанным вменяется членство в исламской политической партии «Хизб ут-Тахрир», которая в России запрещена с 2003 года. На территории Украины и большинства стран мира организация действует без ограничений на уровне национальных законодательств.
Согласно материалам дела, обвиняемые не имели оружия, взрывчатки, боеприпасов, не планировали совершать террористический акт и не призывали других к осуществлению террористических действий.
Отсутствуют какие-либо доказательства свидетельствующие о попытке свержения конституционного строя Российской Федерации и захвата власти. Материалы дела содержат аудиозаписи, на которых зафиксировано, что осужденные вели дискуссии на религиозные и политические темы. Что фактически и явилось единственным доказательством совершения ими преступления террористического характера.
На сегодня в Крыму по подобным обвинениям арестовано, находится под следствием и осуждено уже более 100 человек. Количество людей, которых приговаривают к десятилетиям заключения, при том, что даже по версии следствия они не совершали, не готовили и не планировали никаких террористических актов будет только расти. Потому что арестов по этим обвинениям в Крыму с каждым годом всё больше.
По мнению правозащитного центра «Мемориал» (признан «иностранным агентом»), который более 15 лет наблюдает за различными формами давления на мусульман в России, а после 2014 года и в Крыму, «государственная пропаганда использует и усугубляет бытовую исламофобию, сращивает ислам и терроризм в сознании обывателя. Гражданский контроль за такого рода преследованиями минимален, спецслужбы получают возможность многократно завышать показатели раскрываемости террористических преступлений (собственную полезность), манипулируют представлениями о террористической угрозе, подменяют реальную антитеррористическую борьбу имитационной. После появления ст. 205.5 в УК РФ «раскрытие» серийных дел о членстве в ХТ предельно упростилось, для достижения «высоких результатов» (десятки осуждённых) требуются минимальные усилия. В то же время, в последние годы именно антитеррористическими соображениями объясняется принятие законов, ограничивающих конституционные права граждан. Таким образом, антитеррористические имитации работают на упрочение субъектами власти властных полномочий.
Однако этим не исчерпывается политический мотив преследования мусульман в аннексированном Крыму. За 7 лет аннексии Крым вошёл в тройку регионов с самыми масштабными преследованиями участников ХТ российскими властями. Целью российских силовиков стала исторически нелояльная группа — крымские татары (за редкими исключениями все фигуранты дел об участии в ХТ идентифицируют себя с этой национальностью). Упрочение власти в регионе достигается как арестами, так и десятками обысков в домах и мечетях», - говорится на сайте «Мемориала» (признан «иностранным агентом») .
Данная волна преследований в России началась 14 февраля 2003 года, когда Верховный Суд, рассмотрев в закрытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Генерального прокурора РФ, признал террористическими 15 исламских организаций и запретил их деятельность на территории РФ. Одной из запрещенных организаций стала «Хизб ут-Тахрир». В мотивировочной части решения ВС РФ отсутствуют какие-либо данные о террористической деятельности «Хизб ут-Тахрир» - в соответствии с определением терроризма, данным в Уголовном Кодексе РФ и Федеральном Законе РФ «О борьбе с терроризмом» от 03.07.1998, что является очевидным основанием для признания этого решения необоснованным. Несмотря на то, что организация «Хизб ут-Тахрир» с момента создания (1953 год) не совершила ни одного теракта, в России она признана террористической, а её членов необоснованно судят как террористов.
Антиэкстремистское и антитеррористическое законодательство России последовательно превращается в репрессивный инструмент борьбы с инакомыслием и мирными собраниями.
Исламская политическая партия Хизб ут-Тахрир, запрещена в России с 2003 года. На территории Украины и большинства стран организация действует без ограничений на уровне национальных законодательств.
Аметхан Абдулвапов. Фото: Крымская солидарность