«Репрессии, прикрытые законами». Последнее слово Сейтумера Сейтумерова в апелляционном суде. Часть 1
9 февраля 2023 года в Апелляционном военном суде во Власихе выступил с последним словом Сейтумер Сейтумеров, участник «третьей Бахчисарайской группы» по делу Хизб ут-Тахрир.
Мы публикуем его последнее слово полностью в двух частях.
«Мой крымскотатарский исламский мусульманский народ подвергся несправедливым политическим репрессиям в виде депортации 18 мая 1944 г. Итогом стало беспощадное истребление мирных безоружных женщин, детей и стариков - их заставили пережить чудовищную ссылку, подвергнув насильной депортации в товарных вагонах за многие тысячи километров от родины, пока их мужья воевали на фронте. Несколько же сотен жителей Арабатской стрелки в Крыму, которых по халатности не успели выслать, вывезли на баржах в море и утопили.
Прошло много лет, пока в 90-х гг. не открылась возможность крымскотатарскому народу вернуться на родину в Крым. Этот путь, связанный с лишениями, экономической разрухой и трудностями обустройства на родине, был тернист и тяжел. Увидев то, что в их домах, оставшихся после депортации, уже давно живут другие люди, и учитывая эту ситуацию, крымские татары начали самостоятельно осваивать целину, либо по возможности выкупать свободные дома.
Почему я это перечисляю? Потому что это трагическая история моего народа и это важно сейчас услышать всем участникам судебного процесса, чтобы увидеть и понять, насколько это все является циничным - все эти уголовные и судебные преследования крымских татар по 205 и 278 статьям УК РФ.
Издавна центрами общественной, культурной и религиозной жизни крымских татар были мечети! Вот, к примеру, цитата из книги «История Крымских татар. Том III», которая ссылается на работы Лашкова Ф.Ф. «Камеральное описание Крыма, 1784 г.», «Известия Таврической учетной архивной комиссии 1889 г.», где пишется: «Таким образом, в общей сложности в период Крымского Ханства только на территории полуострова функционировало по меньшей мере 87 мусульманских школ, из них 82 - в городах и 5 - в сельских населенных пунктах. При этом реальное их количество, без сомнения, было во много раз большим. Критерием этого может служить количество крымских мечетей, поскольку школы, как правило, находились при мечетях, более того, очень часто они были лишены собственных зданий и размещались на территории этих мечетей. Принимая во внимание, что общее количество крымских мечетей в 1783 г. достигло 1518 единиц, можно с уверенностью утверждать, что количество школ значительно превышало вышеуказанную цифру..».
Такая же реальность жизни мечетей сохранилась вплоть до прихода безбожной атеистической советской власти и последовавшей после этого депортации крымских татар. Поэтому в первую очередь по возвращении в Крым мой народ начал усердно восстанавливать мечети! Мы застали их в очень печальном положении, к примеру, из соборной мечети Орта Джами в Бахчисарае был сделан клуб и дискотека, из Хан-Джами - склад при музее, а Тахталы и Осман джамилер стояли закрытыми с кучей мусора внутри; другие были либо разрушены до основания, либо использовались как мечеть Торгъай джами, например, в качестве домов, либо столовых. Это умышленное оскорбление религии советской властью велось целенаправленно на протяжении 70 лет своего существования, пока она сама не развалилась.
Мои предки, открыв возможность нам вернуться на родину, испокон веков жили в городе Бахчисарае и, конечно же, после возвращения на Родину мы вместе с остальными крымскими татарами в первую очередь начали прилагать усилия по возвращению к жизни мечетей, их обустройству, восстановлению их религиозной жизни, посещая молитвы. Так, в 90-е годы XX века и возродилась мечеть Тахталы джами! Прихожане прилагали немало усилий по её реставрации и содержанию.
С 90-х годов мы, будучи детьми, начали посещать мечети города Бахчисарая и в первую очередь самую близкую к нам квартальную мечеть Тахталы-джами. По рассказам наших родителей мы знаем, что наш прадедушка был имамом при мечети Асма-Къую в старом городе Бахчисарая. Он давал уроки детям и исполнял религиозные обряды. Имя его было Мустафа Муртаза.
Для восстановления у народа знаний своей религии Ислам и возрождения традиций, Крым с девяностых годов стали посещать турецкие учителя, которые помогали при мечетях, проводя, в том числе, и уроки по изучению Корана и Ислама. Такая же реальность была и в мечети Тахталы-джами. Тут каждый четверг вечером после работы прихожане собирались на вечернюю молитву и турецкие учителя после чтения вечерний молитвы проводили с ними короткие беседы или уроки об Исламе. Даже после того, как турецкие учителя перестали посещать мечеть Тахталы-джами, мы - прихожане мечети, уже сами по мере возможности старались сохранить эту традицию. Более того, с ростом количества прихожан и с укреплением исламских знаний, местные жители начали проводить в мечети и ночные молитвы в месяц Рамадан, и общие большие разговения, ужины во время поста.
Об этой обычной, общепринятой жизни мечети Тахталы-джами, как и других мечетей, в зале суда помимо нас - обвиняемых, говорили 60 человек свидетелей из города Бахчисарая. При этом, это звучало из уст как официальных имамов ДУМКа, как от представителей религиозных общин, так и простых прихожан, соседей христиан и других жителей города Бахчисарая! Весь (фактически 40 тыс.) город Бахчисарай знает об этом. Этот установившийся уклад жизни мечети Тахталы-джами был восстановлен при незалежной Украине в 90 годы; мы продолжали его соблюдать и при России, которая пришла в Крым в 2014 году.
Однако кому-то из силовых структур РФ эта традиция собраний в мечети стала не нравиться. Проведение детских праздников при мечетях стали пытаться любыми путями пресекать! А активных прихожан мечетей закрывать в тюрьмы по сфабрикованным уголовным делам, оклеветав их в терроризме, насилии и захвате власти в России. Эти репрессии со стороны силовиков России, начатые в 2014 году, продолжаются по сей день. Прихожане мечети стали виноваты в том, что сохраняя верность Аллаху Всевышнему, посещают его дома-мечети, сохраняют жизнь в них в виде молитвы и уроков. Со слов стороны обвинения, а это оперативники ФСБ, следственный комитет и прокуратура РФ, мусульмане виноваты в том, что посещают мечети, собираются и беседуют в них на религиозные, либо бытовые, исторические темы. За то, что мечети стали полноценно жить, что двери мечети всегда были открыты для любого желающего человека или путника. Мы неоднократно говорили, что по Исламу двери мечети всегда открыты, так как мечеть не частная собственность, а дом Аллаха, за которым присматривают прихожане, община. Поэтому в Тахталы джами двери были всегда открыты, немало путников в разное время переночевали в ней, немало туристов зашли и ознакомились с ней. И эти процессы, которые являются неотъемлемой частью крымскотатарской культуры и традиций, это восточное исламское гостеприимство не понравилось новой власти. И пошла работа скрытая и открытая по изменению уклада жизни в мечетях Крыма, чтобы мечети были закрыты под ключ, чтобы крымские татары не посещали свои мечети, чтобы не восстанавливали свои традиции, чтобы не помогали друг другу и жили разобщенно.
И эти мои слова не голословные заявления, это показания двух скрытых свидетелей, агентов ФСБ оперативника Артыкбаева, эксперта ФСБ Эсмуратова, прокуроров в зале суда. Именно они повторяли, что мы попали в поле зрения ФСБ и оказались виноваты в том, что не оставаясь безразличными к беде мусульман посещали судебные процессы над крымскими татарами, посещали обыски, помогали проводить детские праздники при мечетях, оказывали моральную поддержку семьям политзаключенных. Именно эти наши качества и образ жизни не понравились силовикам в Крыму, которые пришли в Крым для того, чтобы насаждать свои правила в наш образ жизни, учить нас - мусульман, как надо исповедовать свою религию Ислам, как нам - мусульманам нужно молиться в мечетях!
И не надо это отрицать, ведь мы это ясно и четко увидели в зале суда, когда два имама - Ахмеджанов и Ибрагимов прямым текстом отказались от показаний, записанных во время предварительного следствия, заявив, что информация, отображенная в протоколах, сильно искажена и не соответствует тем показаниям, которые они давали тогда. То есть для оперативника и следователей ФСБ два имама не нужны были как свидетели со своими независимыми показаниями, а нужно было просто для формальности их присутствие в кабинете, чтобы путем обмана отобрать у них подписи под протоколами, содержание которых было заранее составлено выгодным для следствия образом.
Вот это и есть факт принуждения и использования имамов мечетей силовиками Крыма в своих коварных интересах. И арестованные до нас жители города Бахчисарая были задержаны по обвинению в проведении бесед в мечети, показания против которых давали также двое скрытых свидетелей, а разработку вели все те же оперативник Артыкбаев и следователь Грамашов как и в отношении нас, так и тех задержанных, которые были после нас.
Везде одинаковая схема работы по оклеветанию прихожан мечетей, многодетных отцов, любящих мужей. То есть в России нет свободы вероисповедания - есть культ власти, которому обязаны подчиняться.
Отдельно выделю цинизм процесса следствия. Нас обвиняют в терроризме, в насилии, в захвате власти в РФ двое бывших работников СБУ, которые в 2014 году предали присягу государству Украина! Это те люди, которые по долгу службы должны были охранять конституционный строй Украины в Крыму, сохранять безопасность людей, а вместо этого стали пособниками свержения конституционного строя в Крыму, создали период беззакония, что повлекло насилие в отношении ряда ни в чем неповинных мирных людей и некоторые из них исчезли, как молодой парнишка Ибрагимов Эрвин Умерович у нас в городе Бахчисарае, и был зверски убит Аметов Решат в городе Симферополе. И таких искалеченных судеб оказалось немало. И вот сегодня люди, которые сами участвовали в терроре и предательстве, оставаясь на государственной службе в РФ, устроили гонения против нас - прихожан мечетей Крыма. И чем больше эти силовики хотят оправдаться перед новой властью и услужить, тем больше репрессий они устраивают в Крыму.
Любой житель Крыма скажет, что за весь период нахождения полуострова в составе Украины, вплоть до событий 2014 года, тут был мир и покой. Никто не слышал ни о каком терроризме, никто не видел никаких террористов, и нигде не было терактов! Люди жили в полной безопасности, строя уверенно планы на будущее.
Но все поменялось в один миг! В 2014 году пришла новая власть, пришли новые правила и в один день люди, которые жили мирно со своими ценностями и жизненным укладом (десятки лет), оказались по мнению ФСБ «террористами». Обратите внимание на биографии осуждённых по 205 и 278 статьям УК РФ людей: все эти люди примерные семьянины, у многих большие многодетные семьи с малыми детьми на иждивении. Это активные, зачастую молодые люди с крепкими социальными связями, с хорошими взаимоотношениями с окружающими гражданами. Это мусульмане, которые активно участвовали в общественной жизни Крыма. Они отстраивали мечети, проводили большие детские праздники. Это люди, занимавшиеся волонтерством, помогавшие семьям бедных, больных, несправедливо ущемленных. Это люди, которые делали жизнь в Крыму лучше. В СМИ постоянно демонстрируется, что сегодня Россия тратит колоссальные средства на различные социальные проекты. Что правительством России принимаются различные законопроекты, стимулирующие создание семей, рождение детей, их воспитание, обустройство. По телевидению говорят о проблемах с образом жизни, о пьянстве и наркозависимости среди молодежи, о трудности жизни детей в неблагополучных семьях.
А что мы видим на деле? Сажают в тюрьмы примерных отцов и любимых мужей. Сколько семей сегодня в Крыму лишилась своих кормильцев! Сотни детей сегодня растут с душевной и психической травмой, так как на их глазах ранним утром врывались в дома силовики!
Вооруженные до зубов люди переворачивали в домах все вверх дном, а потом на глазах испуганных плачущих детей забирали отцов, которых после этого дети не видят годами.
Будущее поколение растет без отцов, а матери вынуждены не только воспитывать детей, но и работать вдвойне днем и ночью, чтобы прокормить своих домочадцев. Это и есть хваленая социальная политика страны? По официальным данным росстата из-за низкой рождаемости в России и высокой смертности население за три последних года сократилось на 3 млн.человек. Идет старение нации, постоянные заявления правительства о нехватке молодого трудоспособного поколения. И это еще не самое худшее.
Мирно живший более 23 лет Крым при российском правлении увидел реальный, жестокий теракт!
Когда в Керченском техникуме были жестоко расстреляны десятки ни в чем не повинных детей! Ужас потряс весь Крым! Родители, вчера уверенные в будущем своих детей, сегодня стали бояться отправлять их в школу! О каком образовании для детей можно говорить, если во время уроков люди думают не о знаниях, а о безопасности? К большому сожалению и сегодня ничего не поменялось. Последние несколько лет такие массовые кровопролития были устроены настоящими террористами в школах Казани, Перми и в других районах России. Эти теракты стали обыденностью. Вот где возникают вопросы к силовикам!
Где работа ФСБ по предотвращению терактов и насилия, где безопасность? Откуда у этих террористов столько оружия и навыков? Как вы, кому доверена внутренняя безопасность страны, не смогли это предотвратить? Ответа нет! И теперь силовики врываются в дома многодетных, мирно и счастливо живущих семей. Ломают сложившиеся крепкие социальные устои. Своей безнаказанной деятельностью идут вразрез с социальной политикой государства. Не будет никогда счастья и благополучия в стране, которая разрушает крепкие семьи, оставляя детей сиротами при живых родителях. В очередной раз эта трагедия обрушилась на мой крымскотатарский народ с приходом РФ, которая длится уже 9 лет! И естественным образом такая тяжелая атмосфера напоминает народу депортацию и репрессии советской власти в Крыму.
Сегодня наше уголовное дело и история нашей семьи ясно показывают зеркальное отражение событий почти восьмидесятилетней давности. Вот еще один яркий пример из советского прошлого. В конце 19 века родился наш прадед Мустафа Муртаза в г. Бахчисарае на улице Салачик, где и сейчас живут наши семьи. Имел высшее духовное образование. В 1904 году окончил Бахчисарайский Зынджырлы медресе. До 1917 года был муллой, с 1917 по 1924 год был учителем, а с 1924 по 1930 год был опять муллой. После того, как атеистическая советская власть позакрывала все мечети и мектебы в городе, мой прадед перестал работать и был раскулачен. Все его имущество отобрали, оставив его молодую семью и малолетних детей без дома.
В феврале 1938 года он жил в городе Бахчисарае по улице Розы Люксембург, д.9 вместе с женой и двумя маленькими дочерьми 1927 и 1933 годов рождения.
Адрес, где проживал тогда прадед, сегодня это улица Гаспринского, д.7, где сейчас, как и раньше, находится мечеть Тахталы джами.
6 февраля 1938 года Мустафа Муртаза был арестован Бахчисарайским райотделом НКВД, по окончании следствия ему было предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных ст.58-10, 58-1 уголовного кодекса РСФСР: участие в контрреволюционной националистической группе, ставившей перед собой задачу отторжения Крыма от Советского Союза и присоединения его к Турции; систематическое проведение контрреволюционной террористической пропаганды. Обвиняемый виновным себя не признал. Весь период следствия он содержался в Симферопольской тюрьме.
Постановлением судебной тройки НКВД Крымской АССР от 12 февраля 1938 года (протокол 81, 78) Мустафа Муртаза был приговорен к высшей мере наказания - расстрелу с конфискацией лично ему принадлежащего имущества. Приговор был приведен в исполнение 4 апреля 1938 года. Место захоронения не указано.
По заключению прокуратуры Крымской области от 5 июля 1990 года был оправдан по действию ст. 1 Указа Президента верховного Совета СССР от 16 января 1989 г. «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40-х и начале 50-х годов».
А сегодня на скамье подсудимых сидят два родных брата Сейтумеровы - правнуки Мустафы, и наш родной дядька с другом. Точно также, сегодня, правнуки
тех НКВДшников, которых сегодня называют ФСБ, по таким же надуманным статьям о терроризме и насильственном свержении власти, посадили нас в тюрьму.
Спустя почти 90 лет ничего не изменилось, даже статьи новые не придумали, все то же самое. Это и есть суть самодержавной России за последние 500 лет».
Сейтумер Сейтумеров. Фото: Крымская солидарность