В Джанкойском районе Крыма после обысков задержаны 6 крымских татар. К ним не пускают адвокатов
С 4 часов утра в различных селах Джанкойского района прошли обыски с участием оперативников и следователей ФСБ. В результате силовики задержали шестерых мужчин и увезли их в Симферополь. Адвокатов не допускают к защите из-за того, что они выступали в интересах других жителей Джанкойского района в суде.
По итогу следственных действий правоохранители увезли строителя из Джанкоя — Лемана Зекирьяева, строителя из села Днепровки — Османа Абдуразакова. Его родной брат — Эдем Бекиров является политзаключенным. Из села Тимофеевка забрали Айдера Асанова и Рефата Сейдаметова. В Джанкое также задержали 67-летнего Халила Мамбетова, а в селе Ближнегорском был задержан брат политзаключенного Энвера Кроша — Экрем Крош.
«В 4 утра к нам постучались в дверь. Мы не хотели открывать. Муж испугался, набрал отца. Потом они начали звать Айдера, мы испугались и открыли дверь, ворвался целый дом людей в масках, ОМОН с автоматами. Положили его на пол, начали его бить ногами», — рассказала супруга Айдера Асанова, Полина.
«Так неожиданно стали стучать в 4 утра. Муж пошел открывать дверь. Зашли 10 человек, 10 амбалов с оружием. Попросили, чтобы дети все встали. У меня начали коленки трястись, плакать начала. Потом собралась, взяла себя в руки. Дети, конечно, сильно испугались, начали плакать. Я их успокоила как могла.
Пошли везде все осматривать, документы стали спрашивать, чтобы все показали, документы детей, свои» — Амиде Крош
Адвокат Ислям Велиляев сообщил, что его и других защитников не допускают к задержанным. Следователь указал, что причиной служит участие юристов в защите других подсудимых «Джанкойской группы» по делу Хизб ут-Тахрир. Подзащитный, по версии ФСБ, может поменять показания и в таком случае адвокат будет защищать двух людей с противоположными позициями, что является причиной для его отвода. Адвокат считает, что следователь «извратил» право, так как показания еще никто не менял, а значит его распоряжение носит предположительный характер.
«Это просто попытка выбить адвокатов. Если следовать этой логике, то в конце концов мы дойдем до того, что «Хизб ут-Тахрир» ведь одна организация, поэтому мы вообще не сможем быть адвокатами в другом деле по Хизб ут-Тахрир, а вдруг там кто-то поменяет показания», — поделился Эмиль Курбединов.
Исламская политическая партия «Хизб ут-Тахрир» была признана террористической 14 февраля 2003 года Верховным судом Российской Федерации в закрытом судебном заседании. Правозащитники полагают, что это решение вынесено необоснованно, с нарушением гласности и равенства сторон, так как в закрытом процессе участвовала лишь сторона обвинения, а именно ФСБ.
Представители организации не имели возможности донести свою позицию в деле. При этом на территории Украины и большинства стран мира организация действует без ограничений на уровне национальных законодательств.
С января 2015 года уголовные «дела Хизб ут-Тахрир» начали возбуждаться в Крыму, который перешёл под фактический контроль России. В Украине деятельность партии не запрещена, активисты организации занимались выпуском газеты, могли открыто говорить в СМИ и проводить массовые публичные мероприятия.
По мнению правозащитников, членов организации преследуют не за подготовку государственного переворота и терроризм, а за публичные акции сторонников партии против политических репрессий в Крыму, системную критику российских властей, и за массовую нелояльность среди крымских татар в ответ на события 2014 года.
Зера Абдуразакова с дочерью Фатимой, после прошедшего обыска в их с Османом Абдуразаковым домовладении. Фото: Крымская солидарность