Суд приговорил еще пятерых крымских татар к 13 годам колонии. Двое из них — пенсионеры
Южный окружной военный суд вынес завершающий обвинительный приговор по массовому делу «Второй симферопольской группы» Хизб ут-Тахрир. Крымским татарам мусульманам Алиму Каримову, Сейрану Муртазе, Эрфану Османову, Джемилю Гафарову и Сервету Газиеву назначили наказание в виде лишения свободы сроком на 13 лет. Двое подсудимых — преклонного возраста с инвалидностью и массивным списком хронических заболеваний.
Председательствующий судья Валерий Опанасенко добавил и ограничение свободы передвижения после освобождения сроком на 1 год, для Сервета Газиева и Алима Каримова — 1 год и 6 месяцев.
Условия ограничений запрещают выходить из дома с 22 до 6 часов, посещать массовые мероприятия, участвовать в них, выезжать из Крыма без разрешения надзорного органа, менять место жительства. Подсудимым нужно будет являться во ФСИН 2 раза в месяц для регистрации.
Приговор суда подсудимые слушали в черных футболках с лозунгами: «Рожденным в депортации помирать тоже в депортации?», «Ислам — не равно терроризм, стоп 205.5», «Ликвидация всех несогласных», «Ислам против террора и насилия, стоп 205.5».
В данном деле двумя подсудимыми выступают пенсионеры — Сервет Газиев и Джемиль Гафаров. По совместительству они самые пожилые участники большого «симферопольского» дела. Оба они страдают от множества хронических и приобретенных в заключении заболеваний. Тем не менее суд раз за разом оставлял их в СИЗО.
Джемиль Гафаров имел III группу инвалидности еще до своего ареста в 2019 году — у него хроническая почечная недостаточность четвертой степени и связанные с этим болезни сердца. По утверждению его адвоката Рифата Яхина, нахождение в следственном изоляторе угрожает его здоровью.
В феврале 2020 года после освидетельствования в бюро медико-социальной экспертизы Джемилю Гафарову снизили группу инвалидности до II группы.
Не получая помощи в изоляторе, Гафаров сообщал, что держится только на медикаментах, присылаемых родственниками.
МОТБ-19 (тюремная больница) при этом сослалась на отсутствие у них документов об инвалидности подсудимого и документов о его помещении в стационар — это способствовало тому, что суд мог назначать ему меру пресечения в виде ареста.
Сервет Газиев еще до ареста страдал от повышенного артериального давления, а в СИЗО перенес микроинсульт. В тюремной больнице ему отказали в госпитализации и назвали «симулянтом». У Газиева искривилась часть лица и нарушилась речь.
Защита обращала внимание суда, что дальнейшее пребывание в заключении несет опасность для здоровья пенсионера и пыталась добиться хотя бы домашнего ареста для него.
Большая часть «второй Симферопольской группы» была задержана при массовых обысках в Крыму в марте 2019 года. Позже к 23 задержанным крымским татарам прибавилось еще 2 человека.
Задержанные обвиняются по ч. 1 ст. 205.5 УК РФ («Организация деятельности террористической организации», до пожизненного лишения свободы) и по ч. 2 ст. 205.5 УК РФ («Участие в деятельности террористической организации», до 20 лет лишения свободы). Всем фигурантам дела было также предъявлено обвинение по ч. 1 ст. 30 и ст. 278 УК РФ («Приготовление к насильственному захвату власти», до 10 лет лишения свободы) за те же самые действия вменяемые им по ст. 205.5 УК РФ.
Согласно материалам дела, обвиняемые не имели оружия, взрывчатки, боеприпасов, не планировали совершать террористические акты и не призывали других к осуществлению террористических действий.
Но для обвинения по этим статьям спецслужбам достаточно лишь прямой или косвенной причастности к деятельности организации, которая входит в список признанных террористическими на территории РФ. У стороны защиты за время процесса набралось множество претензий к качеству предварительного следствия и судебного разбирательства, но на приговор это не повлияло.
Исламская политическая партия «Хизб ут-Тахрир» была признана террористической 14 февраля 2003 года Верховным судом Российской Федерации в закрытом судебном заседании. Правозащитники полагают, что это решение вынесено необоснованно, с нарушением гласности и равенства сторон, так как в закрытом процессе участвовала лишь сторона обвинения, а именно ФСБ. Представители организации не имели возможности донести свою позицию в деле. При этом на территории Украины и большинства стран мира организация действует без ограничений на уровне национальных законодательств. С января 2015 года уголовные «дела Хизб ут-Тахрир» начали возбуждаться в Крыму, который перешёл под фактический контроль России. В Украине деятельность партии не запрещена, активисты организации занимались выпуском газеты, могли открыто говорить в СМИ и проводить массовые публичные мероприятия. По мнению правозащитников, членов организации преследуют не за подготовку государственного переворота и терроризм, а за публичные акции сторонников партии против политических репрессий в Крыму, системную критику российских властей, и за массовую нелояльность среди крымских татар в ответ на события 2014 года.
Фото: Крымская солидарность