Сотни людей в Крыму выступили в поддержку пожилых узников «второй Симферопольской группы»
Ко дню приговора пожилых крымских татар — Сервета Газиева и Джемиля Гафарова, а также Алима Каримова, Эрфана Османова и Сейрана Муртазы их соотечественники в различных районах полуострова массово выступили с протестом и провели коллективные дуа (молебны — КС) за политзаключенных.
Мероприятия прошли в городах и селах Симферопольского, Красногвардейского, Джанкойского, Сакского, Бахчисарайского, Ленинского, Судакского, Кировского, Советского и Нижнегорского районов, а также в Белогорске и Старом Крыму.
«Сервет Газиев в застенках перенес инсульт. Джемиль Гафаров — сердечник, перенес инфаркт. Те драконовские сроки, которые хотят им дать, равны смертельному приговору. Мы, женщины, собрались сегодня, чтобы обратиться к Аллаху за помощью для них и всех политзаключенных», — поделилась Диляра Ниметуллаева из села Октябрь.
«Их обвинили необоснованно. Этих ребят знаем как доброжелательных, благочестивых и порядочных людей. Они изучали религию, организовывали праздники детям, помогали нуждающимся, делали садака, ходили на суды поддерживать ребят, которые нуждаются в этом, помогали делать передачки политзаключенных» — высказался Осман Сулейманов из села Перепелкино.
11 января 2023 года Южный окружной военный суд вынес обвинительный приговор в отношении Сейрана Муртазы, Эрфана Османова, Алима Каримова, Джемиля Гафарова и Сервета Газиева. Крымскотатарских мусульман приговорили к 13 годам лишения свободы по статье 205.5 УК РФ. На суде им не дали выступить с последним словом.
Джемиль Гафаров и Сервет Газиев — пожилые люди пенсионного возраста с инвалидностью и хроническими заболеваниями. Первый перенес инфаркт до ареста, у второго случился микроинсульт уже в СИЗО.
Большая часть «второй Симферопольской группы» была задержана при массовых обысках в Крыму в марте 2019 года. Позже к 23 задержанным крымским татарам прибавилось еще 2 человека.
Задержанные обвиняются по ч. 1 ст. 205.5 УК РФ («Организация деятельности террористической организации», до пожизненного лишения свободы) и по ч. 2 ст. 205.5 УК РФ («Участие в деятельности террористической организации», до 20 лет лишения свободы). Всем фигурантам дела было также предъявлено обвинение по ч. 1 ст. 30 и ст. 278 УК РФ («Приготовление к насильственному захвату власти», до 10 лет лишения свободы) за те же самые действия вменяемые им по ст. 205.5 УК РФ.
Согласно материалам дела, обвиняемые не имели оружия, взрывчатки, боеприпасов, не планировали совершать террористические акты и не призывали других к осуществлению террористических действий.
Но для обвинения по этим статьям спецслужбам достаточно лишь прямой или косвенной причастности к деятельности организации, которая входит в список признанных террористическими на территории РФ. У стороны защиты за время процесса набралось множество претензий к качеству предварительного следствия и судебного разбирательства, но на приговор это не повлияло.
Исламская политическая партия «Хизб ут-Тахрир» была признана террористической 14 февраля 2003 года Верховным судом Российской Федерации в закрытом судебном заседании. Правозащитники полагают, что это решение вынесено необоснованно, с нарушением гласности и равенства сторон, так как в закрытом процессе участвовала лишь сторона обвинения, а именно ФСБ. Представители организации не имели возможности донести свою позицию в деле. При этом на территории Украины и большинства стран мира организация действует без ограничений на уровне национальных законодательств. С января 2015 года уголовные «дела Хизб ут-Тахрир» начали возбуждаться в Крыму, который перешёл под фактический контроль России. В Украине деятельность партии не запрещена, активисты организации занимались выпуском газеты, могли открыто говорить в СМИ и проводить массовые публичные мероприятия. По мнению правозащитников, членов организации преследуют не за подготовку государственного переворота и терроризм, а за публичные акции сторонников партии против политических репрессий в Крыму, системную критику российских властей, и за массовую нелояльность среди крымских татар в ответ на события 2014 года.
Фото: Крымская солидарность