Александру Сизикову и двум крымским татарам продлили арест на 3 месяца по делу «Хизб ут-Тахрир»
Южный окружной военный суд оставил под стражей до 20 апреля 2023 года Александра Сизикова, Алима Суфьянова и Сейрана Хайрединова, обвиняемых по делу Хизб ут-Тахрир. Суд отверг просьбы защиты о допросе экспертов следствия, а затем слушал показания подсудимого с инвалидностью первой группы по зрению — Александра Сизикова.
Прокурор заявил ходатайство о продлении меры пресечения подсудимым еще на 3 месяца — до 20 апреля 2023 года, полагая что подсудимые «могут попытаться скрыться, иным образом воспрепятствовать уголовному делу». Несмотря на возражения защиты, суд удовлетворил ходатайство обвинения.
Защита же заявляла ходатайство о допросе экспертов ФСБ, которые проводили исследование речи подсудимых из-за сомнений в их компетенции, но суд отказал, решив вынести суждение самостоятельно в совещательной комнате при вынесении итогового решения.
Также защитница Лиля Гемеджи просила суд признать образцы голосов и экспертное заключение от 24 марта 2021 года недопустимыми доказательствами и назначить проведение новой судебной экспертизы, так как были нарушены права слепого Александра Сизикова — материалы дела не были представлены ему в формате шрифта Брайля для незрячих, ознакомиться с ними он не мог. Судья Кирилл Кривцов так же отказал в этом ходатайстве, охарактеризовав его необоснованным.
В ответ на это поступило заявление на отвод судебного состава от подсудимого Сизикова, но судьи после короткого совещания отказали в собственном отводе.
Александр Сизиков выступил с показаниями в суде. По его словам, он не занимался террористической деятельностью, а являлся председателем общества инвалидов «Альджасия».
Подсудимый Алим Суфьянов действительно приезжал к нему в гости, но только один раз с подарком — машинкой для стрижки волос. Он подстриг Сизикова и в последний раз они общались в 2016 году.
С Хайрединовым они активно общались в 2015-2017 годах по поводу строительства мечети, на благотворительных мероприятиях, встречались дома у Сизикова, в связи вопросами связанными со строительством мечети.
7 июля 2020 года в ходе массовых обысков в Крыму были задержаны семеро человек. Киевский районный суд города Симферополя избрал меру пресечения в виде содержания под стражей для шестерых задержанных. Исмет Ибрагимов, Зекирья Муратов, Вадим Бектемиров, Эмиль Зиядинов, Алим Суфьянов, Сейран Хайрединов были арестованы в зале суда и помещены в следственный изолятор Симферополя. Александр Сизиков, имеющий инвалидность І группы по зрению, отправлен под домашний арест. Все задержанные обвиняются в причастности к политической партии «Хизб ут-Тахрир», признанной в России террористической.
Все задержанные обвиняются в причастности к исламской политической партии «Хизб ут-Тахрир», признанной в России террористической, но действующей без ограничения на уровне национальных законодательств многих стран мира.
Исламская политическая партия «Хизб ут-Тахрир» была признана террористической 14 февраля 2003 года Верховным судом Российской Федерации в закрытом судебном заседании. Правозащитники полагают, что это решение вынесено необоснованно, с нарушением гласности и равенства сторон, так как в закрытом процессе участвовала лишь сторона обвинения, а именно ФСБ. Представители организации не имели возможности донести свою позицию в деле. При этом на территории Украины и большинства стран мира организация действует без ограничений на уровне национальных законодательств.
С января 2015 года уголовные «дела Хизб ут-Тахрир» начали возбуждаться в Крыму, который перешёл под фактический контроль России. В Украине деятельность партии не запрещена, активисты организации занимались выпуском газеты, могли открыто говорить в СМИ и проводить массовые публичные мероприятия.
По мнению правозащитников, членов организации преследуют не за подготовку государственного переворота и терроризм, а за публичные акции сторонников партии против политических репрессий в Крыму, системную критику российских властей, и за массовую нелояльность среди крымских татар в ответ на события 2014 года.
Александр Сизиков. Фото: Личный архив