Дата публикации: 09/01/2023

«Без последнего слова». Суд не дал пожилым крымским татарам время на подготовку

Южный окружной военный суд сегодня объявил, что оглашение приговора по делу Сервета Газиева, Джемиля Гафарова, Эрфана Османова, Алима Каримова и Сейрана Муртазы состоится 11 января. Коллегия не выслушала последние слова подсудимых, которые попросили время на подготовку. Сразу после прений политзаключенных, которые состоялись сегодня, суд анонсировал завершение судебного разбирательства. Об этом сообщил корреспондент «Крымской солидарности» из зала суда.

60-летний Джемиль Гафаров с инвалидностью 2-й группы заявил в суде ходатайство от всех подсудимых — им физически было необходимо 2-3 дня для написания речи последнего слова. Политзаключенный Сейран Муртаза подчеркнул, что они не отказываются от выступления, но не были готовы выступить в этот день: «Мне есть что сказать, но сейчас я устал», — добавил Муртаза, а подсудимый Алим Каримов указал, что среди фигурантов есть человек с инвалидностью, двое пожилых людей. Им всем нужно время для отдыха и намаза — обязательной пятикратной молитвы.

«В течении двух лет у нас идет разбирательство в Южном окружном военном суде — по существу. С самого начала, то есть с момента задержания, моя позиция и позиция ребят была неизменной. Вину не признавали и не признаем, уголовное дело в отношении себя считаем сфабрикованным», — заявил Алим Каримов в ходе прений.

При этом ранее суд заявлял, что готов вести слушание до 10 часов вечера, так как это не противоречит Уголовно-процессуальному кодексу РФ. По итогу рассмотрение длилось с 11 утра до 18 часов вечера, а конвой забрал подсудимых с СИЗО в суд еще раньше. В связи с этим, обвиняемые и просили время для перерыва и подготовки.

Председательствующий судья Валерий Опанасенко отказал в удовлетворении просьбы подсудимых. По его словам, времени на подготовку последнего слова им «было предоставлено достаточно».

Выступить в прениях пытался Сервет Газиев, но суд прервал его из-за крымскотатарского языка. Судья Опанасенко напомнил Газиеву, что ранее ему уже объясняли необходимость говорить исключительно на русском языке. Суд при этом посчитал разговор на родном языке как отказ от участия в прениях.

Все политзаключенные требовали применить к ним IV Женевскую конвенцию. «В чем нам неоднократно отказывали — по той простой причине, что данное уголовное дело пришлось бы прекратить», — добавил Каримов.

Сервет Газиев, Джемиль Гафаров, Алим Каримов, Сейран Муртаза и Эрфан Османов задержаны при массовых обысках в Крыму в марте 2019 года.

Крымские татары мусульмане обвиняются по ч. 1 ст. 205.5 УК РФ («Организация деятельности террористической организации», до пожизненного лишения свободы) и по ч. 2 ст. 205.5 УК РФ («Участие в деятельности террористической организации», до 20 лет лишения свободы). Всем фигурантам дела было также предъявлено обвинение по ч. 1 ст. 30 и ст. 278 УК РФ («Приготовление к насильственному захвату власти», до 10 лет лишения свободы) за те же самые действия вменяемые им по ст. 205.5 УК РФ.

Согласно материалам дела, обвиняемые не имели оружия, взрывчатки, боеприпасов, не планировали совершать террористические акты и не призывали других к осуществлению террористических действий. Но для обвинения по этим статьям достаточно лишь участия в деятельности организации, которая входит в список признанных террористическими на территории РФ. У стороны защиты за время процесса набралось множество претензий к качеству предварительного следствия, фактов вербовки новых сторонников вследствие ведения «даваата», регулярного посещения «халакатов» обязательных для участников признанной террористической и запрещенной в России «Хизб ут-Тахрир» не было зафиксировано следователями ФСБ.

Джемиль Гафаров имел 3-ю группу инвалидности еще до своего ареста в 2019 году — у него хроническая почечная недостаточность четвертой степени и связанные с этим болезни сердца. По утверждению его адвоката Рифата Яхина, нахождение в следственном изоляторе угрожает его здоровью. Сейчас медики поставили ему 2-ю группу инвалидности.

Сервет Газиев страдал от повышенного артериального давления. Начиная с мая 2019 года практически каждое судебное заседание с ним откладывалось из-за необходимости вызывать ему скорую помощь — с 13 мая по 10 июня 2022 года врачи приезжали в суд 5 раз. Чаще всего врачи кололи ему обезболивающие и уезжали без рекомендаций госпитализации. Когда перестали помогать и анестетики — политузнику устроили «постельный режим» в СИЗО. 28 июня 2022 года у Сервета случился микроинсульт, у него парализовало правую часть лица.

Государственный обвинитель Александр Бондарев в прениях 6 декабря 2022 года запросил суд назначить подсудимым уголовные сроки 13 лет в колонии строгого режима всем обвиняемым группы и 13,5 лет для Сервета Газиева.

Фото: Крымская солидарность

Яз, умметим!
Поддержи политзаключенных
Мнения
График судебных заседаний