Дата публикации: 20/12/2022

Запретили часы и молитвенный коврик. Эльдара Кантимирова в тюрьме посетила семья

В начале декабря семья политзаключенного Эльдара Кантимирова посетила его в тюрьме Димитровграда Ульяновской области. Он рассказал о сложностях совершения намаза в тюрьме из-за ограничений администрации. Об этом рассказала супруга Эльвина Усеинова.

По словам Эльвины Усеиновой, до Димитровграда более 2 тысяч километров — со свекровью и средним сыном она добиралась туда двое суток.

«Когда мы выбирали маршрут поездки, то постарались выбрать наиболее бюджетный вариант, но в то же время с наименьшим количеством пересадок, так как я должна была ехать вместе со свекровью и детьми», — поделилась Эльвина.

На встречу с отцом должны были поехать еще восьмилетняя Джамиля и четырехлетняя Сакина, но из-за пересадки и сильного мороза в Димитровграде (-18 градусов) пришлось отказаться от этой идеи. Семья решила взять только среднего сына Сайфуллаха, который свой двенадцатый день рождения встретил рядом с отцом.

Так как прямой поезд до пункта назначения едет только один раз в четыре дня, Кантимировым пришлось снять квартиру в Димитровграде и приехать пораньше. Вся поездка заняла 12 дней, из которых с Эльдаром семья пробыла трое суток. Для здоровья Диляры Кантимировой, матери политзаключенного, поездка оказалась тяжелой, в дороге она заболела.

Сам политзаключенный, по словам супруги, «был в бодром расположении духа, улыбался, шутил, подбадривал. О своем быте старался рассказывать только хорошее, чтобы никого не расстраивать».

Здоровье у Кантимирова относительно нормальное, насколько это возможно. Сейчас он почти постоянно сидит в закрытой камере. На прогулку выводят на 1 час, раз в сутки. Вынужден есть только тюремную еду, так как посылку можно отправлять один раз в год, не более 20 килограммов. Эльдар старается заниматься спортом и упорядочить свой график в условиях общей камеры. Свободное время крымский татарин посвящает изучению Корана, а также повторению арабской грамматики, дополнительной литературе, истории своего народа.

Жёсткие условия содержания в тюрьме, где находится Эльдар не позволяют ему получать образование или выучиться на какую-либо специальность. Он неоднократно писал заявление по этому вопросу. Кантимиров сообщил, что в целом отношения с администрацией у него нормальные, сотрудники воспитанные. Но притеснения по религиозному признаку в отношении мусульман заметно. Так осужденным запрещено иметь часы (хотя ранее этого запрета не было), отобрали молитвенные коврики. С едой относительно нормально, свинину здесь подают не часто. Овощи и фрукты можно приобрести если есть в магазине «ФСИН-покупка», но и там существуют ограничения в сумме на месяц — 6 тысяч рублей. При этом политзаключенный старается делиться с сокамерниками, у которых нет денег на покупки.

«Несправедливость системы,  притеснения этого государства в отношении мусульман особо остро ощущается, когда попадаешь в те условия, и видишь, что невиновных людей «гноят» в тюрьмах. Просим Аллаха остановить эту несправедливость и освободить всех несправедливо заключенных», — заключила Эльвина Усеинова.

10 июня в 2019 году в Крыму прошли массовые обыски с участием бойцов ОМОНа, сотрудников спецслужб и представителей центра по борьбе с экстремизмом в домах четверых крымских татар мусульман.

В самом городе силовики задержали 58-летнего исполняющего обязанности имама в мечети Руслана Нагаева и 42-летнего предпринимателя Эльдара Кантимирова. В селе Малый Маяк – 57-летнего Руслана Месутова, а в селе Изобильное – 55-летнего Ленура Халилова — оба они являлись председателями местной религиозной общины.

Ленур Халилов и Руслан Месутов до ареста в Крыму развивали религиозную общину в Алуште, занимались общественной деятельностью, организовывали мусульманские праздники, помогали с погребальными вопросами, беря на себя оформление документов, проводили различные молебны. Руслан Нагаев С 2015 года заменял действующего имама мечети в селе Малореченское, а Эльдар Кантимиров выходил на одиночный пикет, протестуя против притеснения и угнетения по национальному и религиозному признаку, ранее у него уже проводились следственные мероприятия в жилище с угрозами и намеками покинуть Крым.

2 года спустя 16 августа 2021 года Южный окружной военный суд в лице Романа Сапрунова вынес приговор фигурантам «алуштинской группы» Хизб ут-Тахрир Руслану Нагаеву, Эльдару Кантимирову, Руслану Месутову и Ленуру Халилов. Мужчин приговорили к 13, 12 и 18 годам лишения свободы в колонии строгого режима по обвинению в террористической деятельности.

Исламская политическая партия «Хизб ут-Тахрир» была признана террористической 14 февраля 2003 года Верховным судом Российской Федерации в закрытом судебном заседании. Правозащитники полагают, что это решение вынесено необоснованно, с нарушением гласности и равенства сторон, так как в закрытом процессе участвовала лишь сторона обвинения, а именно ФСБ. Представители организации не имели возможности донести свою позицию в деле. При этом на территории Украины и большинства стран мира организация действует без ограничений на уровне национальных законодательств.

С января 2015 года уголовные «дела Хизб ут-Тахрир» начали возбуждаться в Крыму, который перешёл под фактический контроль России. В Украине деятельность партии не запрещена, активисты организации занимались выпуском газеты, могли открыто говорить в СМИ и проводить массовые публичные мероприятия.

 

По мнению правозащитников, членов организации преследуют не за подготовку государственного переворота и терроризм, а за публичные акции сторонников партии против политических репрессий в Крыму, системную критику российских властей, и за массовую нелояльность среди крымских татар в ответ на события 2014 года.

Эльдар Кантимиров. Фото: Крымская солидарность

Яз, умметим!
Поддержи политзаключенных
Мнения
График судебных заседаний