Дата публикации: 13/12/2022

«Мера пресечения перерастает в меру наказания». Эрнест Сейтосманов останется в СИЗО до 4 апреля

Южный окружной военный суд продлил стражу политзаключенному Эрнесту Сейтосманову еще на три месяца. Подсудимый останется в СИЗО Ростова-на-Дону до апреля следующего года. Об этом стало известно в ходе слушания 13 декабря. 

Прокурор Сергей Айдинов настоял на том, что, хоть сторона обвинения и закончила представлять доказательства, суд еще не дал им оценку. Поэтому во избежание «каких-либо форс-мажоров, изменений в уголовном деле со стороны Эрнеста Сейтосманова», гособвинитель попросил оставить подсудимого в СИЗО.

Сторона защиты высказалась против ходатайства прокурора. По мнению Алексея Ладина, «мера пресечения перерастает в меру наказания» из-за того, что суд руководствуется одними предположениями при вынесении решения. 

Адвокат еще раз напомнил коллегии о постановлении Верховного суда, в котором говорится о том, что для повторного избрания стражи необходимо руководствоваться дополнительными доказательствами, а не только теми, что были известны изначально.

Суд не нашел оснований для изменения меры пресечения на более мягкую: домашний арест, подписка, залог, поэтому продлил стражу Эрнесу Сейтосманову до 4 апреля 2023 года.

Отметим, 13 декабря, по словам Сергея Айдинова, сторона обвинения закончила представлять доказательства по делу. Последними свидетелями, которых допросили в суде, были 19-летний понятой Максим Василатий и свидетель Ниязи Мурадосилов. 

Студент юридического факультета Севастопольского университета рассказал суду, что поучаствовать на обысках его пригласили сотрудники ФСБ. «Большая часть [в протоколе] написана с моих слов, но что-то мне подсказывал следователь. Он напоминал мне детали обыска, например, издателей найденных книг… Протокол обыска был предъявлен мне в самом начале допроса», — пояснил парень в суде, отвечая на вопросы стороны защиты касательно своих показаний на предварительном следствии.

Свидетель Ниязи Мурадосилов посетовал в ходе допроса на плохое зрение. Поэтому то, что было отражено в протоколе допроса у следователя, он не смог проверить должным образом, ибо «всё расплывалось перед глазами». Более того, свидетель подчеркнул, что «те показания немножко не соответствуют тому, что я говорил. Они немного отличаются. Я не использовал каких-то слов». Тем не менее Ниязи Мурадосилов подтвердил показания, которые записал следователь в мае 2022 года.

Следующее слушание по делу Эрнеса Сейтосманова пройдет 11 января в 10:00. Сторона защиты начнет представлять свои доказательства.

Обыски по четырем адресам крымских татар одновременно начались около 4 утра 9 февраля. Сотрудники ФСБ пришли в Бахчисарайском районе — в дом активиста «Крымской солидарности» Ансара Османова, в Симферопольском районе — к Аметхану Абдулвапову, в Белогорском районе — в дом Марлена Мустафаева и в Балаклавском районе Севастополя к Эрнесу Сейтосманову. Всем мужчинам вменяют обвинение в участии в запрещенной в РФ организации «Хизб ут-Тахрир», им грозят сроки от 10 до 25 лет лишения свободы. 

Ранее адвокат Алексей Ладин сообщал, что в СИЗО у Эрнеста обострились хронические заболевания, появились боли в желудке. До этого мужчина писал заявление и был вызван в медсанчасть, где ему выписали несколько лекарств, которых нет в изоляторе. Диагноз также не был определен.

Исламская политическая партия «Хизб ут-Тахрир» была признана террористической 14 февраля 2003 года Верховным судом Российской Федерации в закрытом судебном заседании. Правозащитники полагают, что это решение вынесено необоснованно, с нарушением гласности и равенства сторон, так как в закрытом процессе участвовала лишь сторона обвинения, а именно ФСБ. Представители организации не имели возможности донести свою позицию в деле. При этом на территории Украины и большинства стран мира организация действует без ограничений на уровне национальных законодательств.

С января 2015 года уголовные «дела Хизб ут-Тахрир» начали возбуждаться в Крыму, который перешёл под фактический контроль России. В Украине деятельность партии не запрещена, активисты организации занимались выпуском газеты, могли открыто говорить в СМИ и проводить массовые публичные мероприятия. 

По мнению правозащитников, членов организации преследуют не за подготовку государственного переворота и терроризм, а за публичные акции сторонников партии против политических репрессий в Крыму, системную критику российских властей, и за массовую нелояльность среди крымских татар в ответ на события 2014 года.

Эрнест Сейтосманов. Фото: Крымская солидарность 

Яз, умметим!
Поддержи политзаключенных
Мнения
График судебных заседаний