Правозащитника Сервера Мустафаева в колонии Тамбовской области навестила семья
В начале ноября Майе Мустафаева вместе с родителями и родной сестрой посетили исправительную колонию в Тамбовской области, где крымскотатарский правозащитник и политзаключенный Сервер Мустафаев отбывает свое наказание.
По словам супруги политузника, в Тамбовскую область из Крыма они добирались 26 часов — до города Мичуринск и еще 1,5 часа на машине — до Тамбова.
«За все время нашего пребывания там, мы не увидели даже солнца. Город серый. Погода холоднее крымской, дважды пошел снег», — пишет Майе.
Она рассказала, что до встречи с Сервером семья расположилась в квартире, которую ей снял знакомый отца: «Весь вечер мы готовились к свиданию, готовили любимые блюда Сервера. Отец говорил о том, сколько раз он обнимет сына, очень радовался. Рано утром, заняв очередь, я подала заявление на свидание и тут нам сообщают, что по новым правилам впустят только двоих. Мы растерялись, необходимо было выбирать, но каждый из нас хотел быть в числе этих людей», — рассказывала супруга политзаключенного.
По словам Мустафаевой, подписали заявления матери и супруги, а отцу и сестре разрешили кратковременное четырехчасовое свидание.
«Пока Сервер был на кратковременном свидании мы с мамой накрыли красивый стол и ждали его прихода. Затем была очень трогательная встреча с мамой. Мы много разговаривали, он расспрашивал о родном городе, знакомых и близких, очень много спрашивал о детях, радовался их успехам», — продолжила рассказ Майе.
Сервер много читает, но уже в очках, так как за время нахождения под стражей зрение ухудшилось. Имеются проблемы с зубами, болят ноги, так как есть плоскостопие, часто беспокоит сердце и появилась липома грудной клетки слева. Питание не соответствует требованиям, в дни, когда готовят свинину — не ест. На территории колонии есть магазин, но пока очередь доходит до Сервера, он уже пустой.
«За эти годы сколько всего вместе прошли (КС — фигуранты «второй Бахчисарайской группы») старались держаться вместе, но после их разделения по колониям, говорит, как-будто сердце поделили на 7 частей. Очень скучает по ним. Повидал много национальностей на своём пути и каждый раз поражался своим непокоренным народом, гордится им. Несмотря ни на что наш народ не останавливается и движется вперед. Каждый раз попадая в камеры с разными людьми и нациями, сокамерники удивлялись крымским татарам, насколько сильный и сплоченный народ. Кто-то передачу сделает, кто-то письмо напишет и это все разные люди и сколько людей постоянно ездили на суды. Для них это чуждо и дико. Сервер благодарит каждого, в первую очередь адвокатов! Благодарит свой крымскотатарский народ! Благодарит каждого, кто хотел, сделал и делает все для него и других ребят! Аллах эпинъизден разы олсун! Сиз эпинъиз дуаларымдасынъыз! (КС — Да будет доволен вами всеми Аллах! Вы все в моих мольбах)», — рассказала супруга Сервера Мустафаева.
«После встречи с Сервером, отец, конечно же, очень расстроился, не смог даже обнять его. Я привезла домой вещи Сервера, которые он носил там три дня, так как ему нельзя надевать ничего кроме робы. И дети, увидев его футболку, вдыхали ее запах и говорили: «Она же пахнет баба (КС — папой)». А Джемиле, наша старшая дочка говорит: «Не стирайте, я буду ее носить и чувствовать папу», — вспоминает Майе.
11 октября 2017 года в Бахчисарае сотрудники ФСБ задержали шестерых крымских татар — Тимура Ибрагимова, Марлена (Сулеймана) Асанова, Мемета Белялова, Сейрана Салиева, Сервера Зекирьяева и Эрнеса Аметова. 21 мая 2018 года были задержаны в своих домах и арестованы в рамках этого же уголовного дела Эдем Смаилов и Сервер Мустафаев. По версии следствия, вина задержанных крымских татар заключалась в причастности к деятельности исламской политической партии Хизб ут-Тахрир в Крыму.
В России организация запрещена с 2003 года. На территории Украины и большинства стран мира организация действует без ограничений на уровне национальных законодательств. Первые аресты по данной категории уголовных дел в Крыму начались в 2015 году, когда на территории полуострова стали внедрять нормы российского законодательства.
16 сентября 2020 года в Южном окружном военном суде в Ростове-на-Дону огласили приговор по второму бахчисарайскому делу «Хизб ут-Тахрир». Крымских мусульман приговорили к срокам от 13 до 19 лет лишения свободы. Эрнеса Аметова оправдали и освободили в зале суда.
Позже в марте 2022 года апелляционный суд во Власихе пересмотрел решение Южного окружного военного суда и оставил приговор практически без изменений, Сейрану Салиеву суд снял одно из обвинений, уменьшив его приговор на один год — до 15 лет колонии, а против Эрнеса Аметова начали новое разбирательство.
18 июля 2019 года Европейский парламент принял резолюцию, в которой есть призыв к России освободить всех украинских политзаключенных, включая фигурантов данного уголовного дела.
Правозащитный центр «Мемориал» признал фигурантов второй Бахчисарайской группы «дела Хизб ут-Тахрир» политическими заключёнными и потребовал их немедленного освобождения.
В защиту Сервера Мустафаева выступили международные организации Amnesty International и FrontLine Defenders.
Фото: Крымская солидарность