Ростовский суд приговорил активиста Марлена Мустафаева к 17 годам лишения свободы
Южный окружной военный суд постановил признать крымского татарина Марлена Мустафаева виновным в организации деятельности исламской политической партии «Хизб ут-Тахрир» в Белогорске. Крымских татар уже много лет судят за связи с этой организацией, признанной в России террористической, но действующей без ограничения на уровне национальных законодательств многих стран мира.
Мужчина должен будет отбывать 17 лет в колонии строгого режима с первыми 3 годами в тюрьме и полтора года ограничения свободы передвижения — после освобождения.
Марлен Мустафаев — автомеханик из Белогорска. С приходом России в Крым и началом преследования соотечественников, Мустафаев начал заниматься гражданским активизмом — посещал суды, участвовал в акциях, поддерживал семьи политзаключенных.
«В принципе, в связи с этим он и стал фигурантом политического дела — за его вот эту позицию, активность и стали его преследовать. Так как он постоянно фигурировал на судебных процессах, как слушатель, как человек, который пришел поддержать ребят у зданий судов», — уверен координатор «Крымской солидарности» Мустафа Сейдалиев.
Решение вынесла коллегия в составе председательствующего судьи Романа Плиско, а также судей Игоря Костина и Алексея Санникова.
Ранее прокурор Владислав Кузнецов просил суд назначить 18 лет строгого режима Мустафаеву с отбытием первых 5 лет в тюрьме и 2 годами ограничения передвижения.
Марлен Мустафаев оказался под арестом 9 февраля 2022 года. Силовики тогда проводили очередной рейд по домам крымских татар в различных регионах полуострова. Задержаны были Ансар Османов, Аметхан Абдулвапов, Марлен Мустафаев и Эрнест Сейтосманов. Мужчин доставили в СИЗО Симферополя и Севастополя, этим же днем им выдвинули обвинение по делу «Хизб ут-Тахрир», запрещенной в РФ организации, а суд заключил под стражу.
Мустафаева следствие считает организатором так называемой белогорской ячейки «Хизб ут-Тахрир». При этом все его предполагаемые соратники уже осуждены в 2020 году, а задержали их и вовсе 3 года назад.
Оперативный сотрудник ФСБ Арсен Габибулаев в суде связывал такой «перерыв» с тем, что предыдущий сотрудник, проработав 20 лет уволился. Однако позже все же поправился и дежурно заявил, что собирались доказательства, чем и обусловлено длительное время между задержанием Мустафаева и других членов ячейки.
На последнем слове Мустафаев рассказывал, как оперативник угрожал ему в первый же день задержания в машине прямо перед зданием суда: «Достает пистолет и мне его тычет в лицо. Достает магазин и говорит: «Если будешь что-то делать, я 2 магазина в тебя выпущу». Это вот он в меня перед входом в суд тычет в меня, в машине. Машина затонирована. Смысл? Я сижу в наручниках». Мустафаев добавил, что не являлся террористом и ни в каких террористических организациях не участвовал, свергать власть не собирался. Он считает, что сотрудники ФСБ таким образом осваивали бюджетные деньги. Обвинительное заключение политзаключенный сравнил с блокбастером, уверен что Арсена Габибулаева ждал бы успех в работе сценаристом.
Обвинение опирается на показания оперативных сотрудников ФСБ, заключения лингвистов и религиоведов Межрегионального центра экспертизы в Казани, а также слова свидетеля под псевдонимом «Эмирусеинова», проверить которые у защиты возможности нет. «Эмирусеинов» уже выступал свидетелем в деле Азамата Эюпова. На большинство вопросов защиты свидетель отвечать отказался, опасаясь раскрытия своей личности.
Он рассказывал в суде, что в 2017 году познакомился с Азаматом Эюповым в мечети, тот предложил ему углубленно изучать ислам в группе мусульман, в которой состоял и Марлен Мустафаев.
10 июня 2019 года в Белогорске задержали четверых крымских татар по обвинению в участии в «Хизб ут-Тахрир». 12 января 2020 года Южный окружной военный суд в Ростове-на-Дону признал их виновными и приговорил Омерова Энвера к 18 годам, Джаппарова Айдера к 17 годам, Омерова Ризу к 13 годам заключения. Адвокаты подали апелляционные жалобы. 10 марта 2022 года апелляционный суд подтвердил решение первой инстанции.
Согласно материалам дела, обвиняемые не имели оружия, взрывчатки, боеприпасов, не планировали совершать террористический акт и не призывали других к осуществлению террористических действий.
Отсутствуют какие-либо доказательства, свидетельствующие о попытке свержения конституционного строя Российской Федерации и захвата власти. Материалы дела содержат аудиозаписи, на которых зафиксировано, что осужденные вели дискуссии на религиозные и политические темы. Что фактически и явилось единственным доказательством совершения ими преступления террористического характера. Крымским татарам вменяется организация и участие в деятельности политической исламской партии «Хизб ут-Тахрир», которая в России запрещена с 2003 года. На территории Украины и большинства стран организация действует без ограничений на уровне национальных законодательств.
18 июля 2019 года Европейский парламент принял резолюцию, в которой есть призыв к России освободить всех украинских политзаключенных, включая фигурантов данного уголовного дела. Правозащитный центр «Мемориал» признал фигурантов «Белогорской группы» дела Хизб ут-Тахрир политическими заключёнными и потребовал их немедленного освобождения.