Дата публикации: 15/11/2022

Прокурор просит 18 лет лишения свободы крымскотатарскому слесарю из Белогорска Марлену Мустафаеву

В ходе прений государственный обвинитель Владислав Кузнецов запросил 18 лет колонии строгого режима Марлену Мустафаеву по делу «Хизб ут-Тахрир». На первые 5 лет он просит поместить подсудимого в тюрьму — ранее в подобных делах прокуроры указывали срок не более 3-х лет.

На стадии прений сторон в уголовном деле активиста и слесаря из Белогорска Марлена Мустафаева прокурор Владислав Кузнецов озвучил необходимое, по его мнению, наказание для обвиняемого. Путем частичного сложения наказаний, вменяемых ему статей, обвинитель просит дать Мустафаеву наказание в виде лишения свободы в колонии строгого режима на срок 18 лет с отбытием первых 5 лет в более суровых условиях тюрьмы. 

Свободу передвижения после освобождения Владислав Кузнецов предложил ограничить сроком на 2 года. Это означает, что Мустафаев, будучи освобожденным, должен 2 года не покидать место постоянного проживания/пребывания с 22 до 6 часов, не покидать территорию муниципального образования, не менять место жительства/пребывания являться 2 раза в месяц  для регистрации в уголовно-исполнительную инспекцию. В последних делах прокуроры ограничивались 3 годами тюрьмы и 1 годом ограничения свободы передвижения. 

По версии обвинения, Марлен Мустафаев проводил собрание запрещенной в России организации «Хизб ут-Тахрир» вместе с Азаматом Эюповым, Ризой Омеровым, Энвером Омеровым, Айдером Джапаровым, выполнял действия направленные на подготовку к насильственному захвату власти. Прокурор попросил суд относится критически к показаниям подсудимого о том, что запрещенную литературу ему подкинули как к неподтвержденным и сделанным с целью избежать наказания. На протяжении всего периода действия ячейки подсудимый не сообщал о ее деятельности в правоохранительные органы, не предпринимал попыток выйти из нее.

Адвокат Екатерина Бойко начала выступать с прениями и указала на нарушения основ уголовного процесса, несостоятельность показаний оперуполномоченного Габибулаева, недостаточность письма Управления ФСБ по Республике Крым для исключения возможности участия в обыске у Марлена Мустафаева сотрудника ФСБ Ситько Максима, идентичность показаний скрытых свидетелей и их возможную компрометированность. Свое выступление она продолжит на следующем заседании 16 ноября.

Утром 9 февраля 2022 года в различных районах Крыма прошли массовые обыски в домах крымских татар с привлечением сотрудников ФСБ. В результате были задержаны 4 мужчины — Ансар Османов, Аметхан Абдулвапов, Марлен Мустафаев и Эрнест Сейтосманов. После обыска их всех отвезли в отделения ФСБ Симферополя и Севастополя.

Марлен Мустафаев - крымскотатарский активист. До ареста занимался авторемонтом, участвовал в мусульманских похоронных обрядах (подготавливал могилы). Активно посещал суды и помогал семьям политзаключённых. С 2017 года «Крымской солидарности».

Ранее, в декабре 2017 года Марлену Мустафаеву присудили административный штраф в размере 10 000 рублей за одиночный пикет от 14 октября 2017 года, тогда около 100 крымских татар по всему Крыму вышли на одиночные пикеты.

Согласно данным ПЦ «Мемориал», признанного в России иноагентом, данная волна преследований началась 14 февраля 2003 года, когда Верховный Суд РФ, рассмотрев в закрытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Генерального прокурора РФ, признал террористическими 15 исламских организаций и запретил их деятельность на территории РФ. Одной из запрещенных организаций стала «Хизб ут-Тахрир». В мотивировочной части решения ВС РФ отсутствуют какие-либо данные о террористической деятельности «Хизб ут-Тахрир» — в соответствии с определением терроризма, данным в Уголовном Кодексе РФ и Федеральном Законе РФ «О борьбе с терроризмом» от 03.07.1998, что является очевидным основанием для признания этого решения необоснованным.

Несмотря на то, что организация «Хизб ут-Тахрир» с момента создания (1953 год) не совершила ни одного теракта, в России она признана террористической, а её членов необоснованно судят как террористов. Правозащитники считают, что антиэкстремистское и антитеррористическое законодательство России последовательно превращается в репрессивный инструмент борьбы с инакомыслием и мирными собраниями.

Всего по данной категории дел в Крыму уже задержаны 85 человек. 40 из них вынесли приговоры на длительные сроки заключения — от 7 до 19 лет лишения свободы.

Исламская политическая партия «Хизб ут-Тахрир» была признана террористической 14 февраля 2003 года Верховным судом Российской Федерации в закрытом судебном заседании. Правозащитники полагают, что это решение вынесено необоснованно, с нарушением гласности и равенства сторон, так как в закрытом процессе участвовала лишь сторона обвинения, а именно ФСБ. Представители организации не имели возможности донести свою позицию в деле. При этом на территории Украины и большинства стран мира организация действует без ограничений на уровне национальных законодательств.

С января 2015 года уголовные «дела Хизб ут-Тахрир» начали возбуждаться в Крыму, который перешёл под фактический контроль России. В Украине деятельность партии не запрещена, активисты организации занимались выпуском газеты, могли открыто говорить в СМИ и проводить массовые публичные мероприятия.

По мнению правозащитников, членов организации преследуют не за подготовку государственного переворота и терроризм, а за публичные акции сторонников партии против политических репрессий в Крыму, системную критику российских властей, и за массовую нелояльность среди крымских татар в ответ на события 2014 года.

Марлен Мустафаев. Фото: Крымская солидарность 

Яз, умметим!
Поддержи политзаключенных
Мнения
График судебных заседаний