Имаму Раифу Февзиеву из Симферопольского района Южный окружной суд продлил действующую меру пресечения, то есть заключение под стражей, ещё на три месяца. Председательствующий и коллегия судей не сочли семейное положение, прочные социальные связи и плохое состояние здоровья достаточным основанием, чтобы отпустить многодетного отца под домашний арест.
Прокуратура Ростовской области в лице Владислава Кузнецова напомнила суду о том, что мера пресечения у Раифа Февзиева заканчивается 23 октября и что необходимо немедленно рассмотреть вопрос о её продлении. Доводы гособвинения, как ни странно, снова не отличились оригинальностью. Прокурор сослался на выявленные риски, которые могут случиться ввиду избрания иной меры пресечения, не связанной с заключением. К ним Кузнецов отнёс: сокрытие от суда, воздействие на свидетелей обвинения. «При этом доказательства ещё не оценены судом и по ним не вынесено итоговое решение. Считаю, срок содержания под стражей соразмерным и пропорциональным тяжести обвинительного заключения», — добавил Владислав Кузнецов.
Сторона защиты, которую 11 октября представляла адвокат по назначению Татьяна Спивакова, и сам подсудимый возразили предъявленному ходатайству прокурора. Защитница посчитала доводы обвинения «незаконными и необоснованными». Адвокат уверила суд, что подсудимый не намерен скрываться от следствия. «Тем более доказательства обвинения исследованы. У подсудимого есть место жительства на территории Крыма, за его пределы он не уедет. Также Февзиев имеет хорошее материальное положение, которое позволит ему являться в Ростов-на-Дону, в частности в ЮОВС, на заседания», — отметила Татьяна Спивакова.
Раиф Февзиев тоже выступил с репликой. Имам сообщил суду, что у него дома остались три несовершеннолетних ребёнка. «Я многодетный отец. Имею положительные характеристики. То что говорит прокуратура, это всего лишь предположения, ни на чем не основанные. У меня устойчивые социальные связи: супруга, дети, родители, родственники - что никогда не давало и не даёт мне никуда уехать. Содержание под домашним арестом предполагает ношение браслета. То есть скрыться от суда я никуда не смогу. Ходатайствую о том, чтобы меня перевели под домашний арест», — заявил Раиф Февзиев.
В итоге суд, исходя из «категорий вероятностного характера» удовлетворил ходатайство прокурора и продлил меру пресечения Февзиеву ещё на три месяца. Теперь подсудимый останется в СИЗО по 23 января 2023 года. По мнению председательствующего Вячеслава Корсакова, «основания для избрания иной меры пресечения не отпали». Судья подчеркнул, что скрытые свидетели не раз отмечали, что они опасаются давления от членов партии Хизб ут-Тахрир. Хотя до настоящего момента так и не представили доказательств существования таких угроз в реальности.
Отметим, на слушание 11 октября в Крымский гарнизонный военный суд явился и адвокат Раифа Февзиева по соглашению Эдем Семедляев. Он собирался участвовать в процессе посредством ВКС и допрашивать одного из главных свидетелей по делу — Абдулвапова Аметхана, который якобы присутствовал на собраниях вместе с Раифом и даже был в его подчинении. На единственной аудиозаписи от 11 декабря 2015 года, что являлось единственным основанием для подозрения крымских активистов в участии в запрещённой на территории России партии Хизб ут-Тахрир, следствие распознало голоса Раифа Февзиева и Аметхана Абдулвапова. Впоследствии эксперты обозначили первого мужчину как мушрифа, а второго - хизбия, который получал религиозные уроки у своего учителя.
Аметхан Абдулвапов так и не дал показания ввиду невозможности подключения Эдема Семедляева к процессу. Судья отложил допрос свидетеля на следующее заседание, которое состоится 25 октября в 10:00.
Исламская политическая партия «Хизб ут-Тахрир» была признана террористической 14 февраля 2003 года Верховным судом Российской Федерации в закрытом судебном заседании. Правозащитники полагают, что это решение вынесено необоснованно, с нарушением гласности и равенства сторон, так как в закрытом процессе участвовала лишь сторона обвинения, а именно ФСБ. Представители организации не имели возможности донести свою позицию в деле. При этом на территории Украины и большинства стран мира организация действует без ограничений на уровне национальных законодательств.
С января 2015 года уголовные «дела Хизб ут-Тахрир» начали возбуждаться в Крыму, который перешёл под фактический контроль России. В Украине деятельность партии не запрещена, активисты организации занимались выпуском газеты, могли открыто говорить в СМИ и проводить массовые публичные мероприятия.
По мнению правозащитников, членов организации преследуют не за подготовку государственного переворота и терроризм, а за публичные акции сторонников партии против политических репрессий в Крыму, системную критику российских властей, и за массовую нелояльность среди крымских татар в ответ на события 2014 года.
Раиф Февзиев. Фото: Крымская солидарность