Дата публикации: 10/10/2022

«Ничего не помнит». Суд допросил оперативника ФСБ по делу Аметхана Абдулвапова

В Южном окружном военном суде свидетельские показания против Аметхана Абдулвапова в деле «Хизб ут-Тахрир» дал старший оперуполномоченный ФСБ Ренат Валиулин. Он рассказал, почему подсудимый был задержан через 6 лет после начала слежки за ним, а также почему до сих пор не арестованы скрытые свидетели по делу. 

Свидетель Ренат Валиулин пояснил, что, по версии следствия, в 2015 году в декабре было собрание «Хизб ут-Тахрир», где присутствовали Аметхан Абдулвапов и Раиф Февзиев. Абдулвапов был на нем в качестве участника. 

Известно об этом ФСБ стало благодаря аудиозаписям бесед и показаниям скрытых свидетелей. При этом уголовное дело было возбуждено 6 лет спустя в 2022 году потому, объясняет Валиулин, что только к тому моменту был подтверждён голос Абдулвапова на записи. 

Собрания партии, по версии сотрудника ФСБ, также посещали скрытые свидетели, которые тоже являлись участниками «Хизб ут-Тахрир». По словам Валиулина, они не были арестованы, потому что написали в ФСБ заявление о выходе из организации, а также по той простой причине, что на них нет аудиозаписей с их участием. 

«Он капитан, а ничего не помнит. Вопросов нет», — сообщил суду свою позицию о допросе свидетеля Аметхан Абдулвапов. 

Утром 9 февраля 2022 года сразу в нескольких районах Крыма российские силовики провели обыски в домах крымских татар. Было задержано четыре человека, среди которых: Ансар Османов, Марлен Мустафаев, Эрнест Сейтосманов и Аметхан Абдулвапов. Всем четверым в тот же день была избрана мера пресечения в виде содержания в симферопольском СИЗО. Аметхану Абдулвапову инкриминируют «участие в террористической организации» (часть 2 статьи 205.5 УК России).

Всем задержанным вменяется членство в исламской политической партии «Хизб ут-Тахрир», которая в России запрещена с 2003 года. На территории Украины и большинства стран мира организация действует без ограничений на уровне национальных законодательств.

Согласно материалам дела, обвиняемые не имели оружия, взрывчатки, боеприпасов, не планировали совершать террористический акт и не призывали других к осуществлению террористических действий.

Отсутствуют какие-либо доказательства свидетельствующие о попытке свержения конституционного строя Российской Федерации и захвата власти. Материалы дела содержат аудиозаписи, на которых зафиксировано, что осужденные вели дискуссии на религиозные и политические темы. Что фактически и явилось единственным доказательством совершения ими преступления террористического характера.

На сегодня в Крыму по подобным обвинениям арестовано, находится под следствием и осуждено уже более 80 человек. Количество людей, которых приговаривают к десятилетиям заключения, при том, что даже по версии следствия они не совершали, не готовили и не планировали никаких террористических актов будет только расти. Потому что арестов по этим обвинениям в Крыму с каждым годом всё больше.

По мнению правозащитного центра «Мемориал» (признан «иностранным агентом»), который более 15 лет наблюдает за различными формами давления на мусульман в России, а после 2014 года и в Крыму, «государственная пропаганда использует и усугубляет бытовую исламофобию, сращивает ислам и терроризм в сознании обывателя. Гражданский контроль за такого рода преследованиями минимален, спецслужбы получают возможность многократно завышать показатели раскрываемости террористических преступлений (собственную полезность), манипулируют представлениями о террористической угрозе, подменяют реальную антитеррористическую борьбу имитационной. После появления ст. 205.5 в УК РФ «раскрытие» серийных дел о членстве в ХТ предельно упростилось, для достижения «высоких результатов» (десятки осуждённых) требуются минимальные усилия. В то же время, в последние годы именно антитеррористическими соображениями объясняется принятие законов, ограничивающих конституционные права граждан. Таким образом, антитеррористические имитации работают на упрочение субъектами власти властных полномочий.

Однако этим не исчерпывается политический мотив преследования мусульман в аннексированном Крыму. За 7 лет аннексии Крым вошёл в тройку регионов с самыми масштабными преследованиями участников ХТ российскими властями. Целью российских силовиков стала исторически нелояльная группа — крымские татары (за редкими исключениями все фигуранты дел об участии в ХТ идентифицируют себя с этой национальностью). Упрочение власти в регионе достигается как арестами, так и десятками обысков в домах и мечетях», - говорится на сайте «Мемориала» (признан «иностранным агентом») .

Данная волна преследований в России началась 14 февраля 2003 года, когда Верховный Суд, рассмотрев в закрытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Генерального прокурора РФ, признал террористическими 15 исламских организаций и запретил их деятельность на территории РФ. Одной из запрещенных организаций стала «Хизб ут-Тахрир». В мотивировочной части решения ВС РФ отсутствуют какие-либо данные о террористической деятельности «Хизб ут-Тахрир» - в соответствии с определением терроризма, данным в Уголовном Кодексе РФ и Федеральном Законе РФ «О борьбе с терроризмом» от 03.07.1998, что является очевидным основанием для признания этого решения необоснованным. Несмотря на то, что организация «Хизб ут-Тахрир» с момента создания (1953 год) не совершила ни одного теракта, в России она признана террористической, а её членов необоснованно судят как террористов.

Антиэкстремистское и антитеррористическое законодательство России последовательно превращается в репрессивный инструмент борьбы с инакомыслием и мирными собраниями.

Исламская политическая партия Хизб ут-Тахрир, запрещена в России с 2003 года. На территории Украины и большинства стран организация действует без ограничений на уровне национальных законодательств.

Аметхан Абдулвапов. Фото: Крымская солидарность 

Яз, умметим!
Поддержи политзаключенных
Мнения
График судебных заседаний