Дата публикации: 21/09/2022

Суд приговорил Наримана Джелялова к 17 годам колонии, Асан и Азиз Ахтемовы получили 15 и 13 лет

Верховный суд Крыма в Симферополе вынес решение по делу о диверсии против крымскотатарского политика Наримана Джелялова и активистов Асана и Азиза Ахтемовых. Судья назначил им соответственно 17, 15 и 13 лет лишения свободы в колонии строгого режима.

Судья Виктор Зиньков вынес обвинительный приговор в отношении заместителя председателя Меджлиса крымских татар Наримана Джелялова, назначив ему 17 лишения свободы в колонии строгого режима, штраф 700 тысяч рублей и 1 год и 6 месяцев ограничения свободы передвижения. Асан Ахтемов получил 15 лет срока со штрафом 500 тысяч рублей и сроком ограничения свободы передвижения 1 год. Азиз Ахтемов получил 13 лет лишения свободы, штраф 500 тысяч рублей и ограничение свободы передвижения на 1 год. После отбывания заключения они должны будут регулярно являться в надзорные органы, а также не смогут покидать место своего проживания, перемещаться между регионами и менять работу без разрешения ФСИН.

На стадии прений сторон раннее прокурор Роман Лобов огласил суду запрашиваемые для обвиняемых сроки. Он просил по совокупности обвинений дать подсудимым 15 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. Первые 3 года в тюрьме, а также ограничение в свободе передвижения на 1 год после освобождения. Кроме того, прокурор просил назначить штраф 600 тысяч рублей каждому.

Мужчин задержали в Крыму в ночь с 3 на 4 сентября после обысков с участием силовых структур в их домовладениях. При этом официально о задержании не сообщалось, родственники считали их похищенными и обращались во все правоохранительные структуры, пытаясь их найти. Возле здания ФСБ стихийно собрались десятки неравнодушных, которых разогнала полиция, позже они получили административные статьи со штрафами.

Через неделю появилось видео с признательными показаниями задержанных, к ним, наконец, допустили независимых адвокатов. Выяснилось, что силовики, в частности, избивали Асана, вывозили в лес, угрожали расстрелом, пытали электрическим током в присутствии назначенного адвоката, чтобы добиться признательных показаний. На Азиза и Наримана оказывали моральное давление. По словам обвиняемых, все следственные действия проводились под руководством ФСБ, где мужчины, не имея доступа к реальной юридической помощи, говорили лишь то, что от них требовали правоохранители.

По версии следствия, мужчины, находясь в преступном сговоре, перевезли в Крым взрывчатое вещество, вступив в контакт с представителями силовых структур Украины. В поселке Перевальном они установили заряд и подорвали газопровод.

В доказательства обвинения легли противоречивые показания свидетелей, в частности, главы администрации Симферопольского района Сейтумеровой, которая сообщала о многочисленных жалобах граждан об исчезновении газа и взрыве. При этом на официальном сайте администрации не было зафиксировано ни одного обращения. Подобные показания дал и глава армейской части в которую поступал газ из данной трубы. По его словам, служащие там были «психологически подавлены» на фоне произошедшего, но никаких задокументированных подтверждений не поступило.

Другой важной частью обвинения стали показания секретных свидетелей, выступающих под псевдонимами. Трое мужчин сообщили, что знали подсудимых и замечали за ними поездки в Херсон, разговоры с представителями украинских силовых структур, а также о подрыве трубы и так далее. При этом они не смогли ответить на вопросы, подтверждающие их слова. К примеру, свидетель «Байдачный», представившись водителем из Крыма в Херсон, не назвал ни одной улицы в городе и места остановок транспорта. 

Вопросы у защиты вызвала и взрыво-техническая экспертиза следствия, которая не смогла подробно рассказать, как был осуществлен подрыв газопровода. Кроме того, взрывчатые вещества в заключении эксперта Галкина отличаются от веществ, обнаруженных при обыске дома Асана Ахтемова. 

«Сторона защиты с приговором не согласна, будет обжаловать в апелляционном порядке, будем рассчитывать, что они поправят ошибку, допущенные Верховным судом Республики Крым», — прокомментировал приговор адвокат Рефат Юнус.

«Уголовное преследование в отношении меня — активиста крымскотатарского национального движения, делегата Курултая и первого заместителя председателя Меджлиса крымскотатарского народа, имеет целью объявить вне закона, навесить ярлык «терроризма» на всю систему представительных органов крымских татар. И тем самым открыть путь к массовым репрессиям в отношении коренного народа Крыма», — говорил в последнем слове Нариман Джелялов.

«Как мы можем говорить о справедливости, когда на одной чаше весов невинные люди, находящиеся в заключении только потому, что так угодно органам власти, а на другой – та самая власть, которой легче закрыть человека, чтобы получить в итоге очередное звание и похвалу от своих правителей» — Азиз Ахтемов.

«Судебная система Российской Федерации, к сожалению, устроена так, что оправдание невиновных — это что-то из области фантастики. По официальным данным, количество оправдательных приговоров в РФ около 0,5 процента. Думайте так, шанс в лотерею выиграть миллиард рублей намного выше, чем шанс получить оправдательный приговор. Несмотря на срок, который нам придется провести в заключении, я уверен, что я с Нариманом Джелялом и Азизом Ахтемовым не сдадимся и будем бороться за свои убеждения, за справедливость. Репрессиям в отношении крымскотатарского народа в скором времени придет конец. Я в это верю» — Асан Ахтемов.

Фото: Крымская солидарность 

Яз, умметим!
Поддержи политзаключенных
Мнения
График судебных заседаний