Дата публикации: 09/09/2022

«Вы все соучастники и преступники». Повара Яшара Шихаметова приговорили к 11 годам заключения

Южный окружной военный суд в лице председательствующего судьи Алексея Магомадова приговорил повара Яшара Шихаметова к 11 годам лишения свободы по обвинению в терроризме. Обвиняемый до задержания работал в кафе в Крыму.

Судья Алексей Магомадов вынес обвинительный приговор по части 2 статьи 205.5 УК РФ. Яшар Шихаметов осуждён на 11 лет в колонии строгого режима с первыми 4 годами отбывания заключения в тюрьме в более суровых условиях. 

Ранее прокурор Сергей Айдинов ходатайствовал назначить Яшару Шихаметову такой же срок — 11 лет лишения свободы с первыми 4 годами в тюрьме. Обвинитель отметил, что срок «меньше положенного» из-за смягчающих обстоятельств — наличие на иждивении несовершеннолетнего ребенка.

Сам Яшар испытывает значительные проблемы со здоровьем: у него проблемы с сердцем, желудком, спиной и печенью на фоне хронической гипертонии. Часто из-за удручающего состояния здоровья судебные слушания откладывались, а на последнем заседании перед оглашением приговора подсудимому вызывали скорую помощь. 

Несмотря на слабое состояние здоровья, суд регулярно продлевал Шихаметову меру пресечения под стражей. Доведенный до отчаяния обвиняемый, стучал по стенкам «аквариума» и кричал, что «не хочет иметь дела» с судьями и прокурором, за что был удален из зала. Из-за болезней Шихаметов так и не смог выступить в прениях, суд счел, что подсудимый добровольно отказывается давать показания.

«Я уже полуживой, хочу хоть немного, пока могу, воспитывать детей. Мне тяжело ходить. Меня как заложника держат, как террориста, но не я террорист. Самым лучшим средством от болезней будет отменить это все уголовное дело», — сказал Шихаметов прокурору Сергею Айдинову.

Дело против крымского татарина Яшара Шихаметова имеет все обвинительные элементы из аналогичных процессов «Хизб ут-Тахрир». Поводом для задержания и ареста стал обыск в доме с обнаружением запрещенной литературы без отпечатков пальцев. Доказательствами вины выступают показания сотрудников ФСБ, составлявших это самое дело, а также допрос анонимных свидетелей, чьи слова невозможно подтвердить в суде. Еще одним важным фактором является следственная экспертиза из Межрегионального центра экспертизы и оценки в Казани, плотно сотрудничающего с ФСБ на протяжении многих лет уголовных дел по «Хизб ут-Тахрир».

Сотрудники ФСБ на допросах же поясняли, что Шихаметов, работая в кафе, на самом деле вел «идеологическую работу», участвуя в запрещенных собраниях и привлекая новых сторонников. К примеру, оперативник Федор Фонд утверждал, что подсудимый «вел идеологическую пропаганду шепотом», что затрудняло фиксацию речи. Когда в кафе приходили люди, которым он не доверял, то тема общения сразу менялась. 

Шихаметов в суде не отрицал наличие своего голоса на аудиозаписях, представленных стороной обвинения, но заявлял, что содержание разговоров было передано недостоверно. «Там полностью ложь! Склеили! Я что-то говорю, а там другая реакция, другое слово. Вы сами в этом убедились, когда зачитывали», — подчеркивал политзаключенный в суде. Защитник трактовал беседы вовсе как «разговоры за чаем в кафе».

«Разве у нас был выбор в 2014 году? Я вам скажу, что все это правда: национальность наша — крымские татары, религия и культура наша — Ислам, гражданство — Украина. Это доказательство моей вины? Мы и не прячемся, не скрываем этого, а прямо и везде заявляем об этом. Разве это преступление? И все это фабрикует следователь ФСБ кухонными репликами и пугая обысками, издеваясь над людьми», — написал Шихаметов в прениях, с которыми не смог выступить.

Секретные свидетели в основном вторили своим показаниям, данным на предварительном следствии в отделении ФСБ, однако в зале суда воспроизвели их довольно неточно. В частности, защитник Алексей Ладин обращал внимание суда, что показания свидетеля «Алиева» в протоколе более расширенные, чем в суде.

17 февраля 2021 года сразу в нескольких районах Крыма прошли новые массовые обыски, по итогу которых были задержаны шесть крымских татар мусульман: Азамат Эюпов, Яшар Шихаметов, Ленур Сейдаметов, Тимур Ялкабов, Эрнест Ибрагимов и Олег Фёдоров.

Всем задержанным вменяется членство в исламской политической партии «Хизб ут-Тахрир», которая в России запрещена с 2003 года. На территории Украины и большинства стран мира организация действует без ограничений на уровне национальных законодательств.

Согласно материалам дела, обвиняемые не имели оружия, взрывчатки, боеприпасов, не планировали совершать террористический акт и не призывали других к осуществлению террористических действий.

Отсутствуют какие-либо доказательства свидетельствующие о попытке свержения конституционного строя Российской Федерации и захвата власти. Материалы дела содержат аудиозаписи, на которых зафиксировано, что осужденные вели дискуссии на религиозные и политические темы. Что фактически и является единственным доказательством следствия наряду с показаниями скрытый свидетелей, которые невозможно проверить.

Исламская политическая партия «Хизб ут-Тахрир» была признана террористической 14 февраля 2003 года Верховным судом Российской Федерации в закрытом судебном заседании. Правозащитники полагают, что это решение вынесено необоснованно, с нарушением гласности и равенства сторон, так как в закрытом процессе участвовала лишь сторона обвинения, а именно ФСБ. Представители организации не имели возможности донести свою позицию в деле. При этом на территории Украины и большинства стран мира организация действует без ограничений на уровне национальных законодательств.

С января 2015 года уголовные «дела Хизб ут-Тахрир» начали возбуждаться и в Крыму, который перешёл под фактический контроль России. В Украине деятельность партии не запрещена, активисты организации занимались выпуском газеты, могли открыто говорить в СМИ и проводить массовые публичные мероприятия. 

По мнению правозащитников, членов организации преследуют не за подготовку государственного переворота и терроризм, а за публичные акции сторонников партии против политических репрессий в Крыму, системную критику российских властей, и за массовую нелояльность среди крымских татар в ответ на события 2014 года.

Яшар Шихаметов. Фото: Крымская солидарность 

Яз, умметим!
Поддержи политзаключенных
Мнения
График судебных заседаний