Дата публикации: 06/09/2022

«Саша и терроризм — это вообще несопоставимо». Свидетель обвинения дала показания в пользу Сизикова

В Южном окружном военном суде Ростова-на-Дону стороны допросили бывшую жену и арендатора квартиры Александра Сизикова по делу «Хизб ут-Тахрир». Экс-супруга заключенного сообщила, что муж не отрицал участия в запрещенной организации. Второй свидетель обвинения же заявила, что протокол, подписанный ею ранее, не соответствует действительности.

35-летняя свидетель обвинения Лина Костромина рассказала суду, что снимала жилье в Бахчисарае у Александра Сизикова, одна комната с личными вещами в жилище оставалась за ним, куда он иногда приезжал. Женщина обозначила, что в комнате у него хранилась лишь религиозная литература, а каких-либо собраний в доме он никогда не проводил, если к нему и приходили гости, то он недолго общался с ними на улице. 

Ночью в помещение пришли с обыском, вспоминала Костромина. Свидетельница вместе с супругом сопровождали оперативников, но потом всех вывели из комнаты Сизикова, там остался только один сотрудник, который позже обнаружил запрещенную литературу. Свидетельница утверждала в суде, что слышала доносящееся шуршание из комнаты, а судья Кривцов несколько раз уточнял, действительно ли в комнате оставался без присмотра один оперативник. 

«Саша и терроризм — это вообще несопоставимо. «Всегда выслушает, пойдет на уступки. Любит детей. У меня не складывается в голове, что мы говорим сейчас про терроризм, насилие», — недоумевала Костромина.

Прокурор огласил ранее данные показания свидетельницы из протокола допроса, согласно которым она четко назвала запрещенную литературу, найденную у Сизикова. Однако Костромина заявила в суде, что эти слова ей не принадлежат. Подписывая протокол, она думала, что подтверждает, что ей разъяснились права и обязанности, а не вышеуказанное. Сизиков позже добавил, что женщина указывала на несоответствие следователю, но не знала, что можно добавлять замечания в протокол.

Вторая свидетельница — 37-летняя Ольга Волыхина из Архангельска — бывшая супруга Александра. Перед началом дачи ею показаний Сизиков сразу обозначил, что она будет лгать, так как считает, что она «является агентом ФСБ и испытывает к нему личную неприязнь». 

Женщина пояснила суду, что познакомилась с заключенным в 2015 году в интернете, они переписывались, она иногда приезжала к нему в Бахчисарай. Волыхина вспомнила, что его дом часто посещали мужчины, в частности подсудимые Хайрединов и Суфьянов, которых она лично знает. Супруги прожили вместе год, но потом по ее словам причиной развода послужило то, что он нашел себе вторую жену и уделял больше внимания ей.

«Было видно, что данная женщина очень обижена на Сизикова, что были неприязненные отношения с ее сыном. Она была обижена тем, что Сизиков взял вторую жену и, как она говорит, не равно к ним относился. Поэтому мы также ставим под сомнения данные доказательства. Мы считаем, что у этой женщины есть повод оговаривать нашего подзащитного.

При этом оба свидетеля, ни Суфьянова, ни Хайрединова совместно дома у Сизикова не видели. Волыхина утверждает, что один из них был парикмахером и только один раз приходил к ним домой. А Хайрединов занимался вопросами мечети, был казначеем: расплачивался с рабочими в мечети и так далее. Никакой запрещенной тематики в их разговорах она не услышала», — прокомментировала адвокат Сафие Шабанова.

Александр Сизиков обозначил, что его бывшая жена, по всей видимости, «завербована ФСБ», «знакомится на интернет-форумах с сирийцами», которых позже, по его мнению, арестовывают российские спецслужбы.

7 июля 2020 года в ходе массовых обысков в Крыму были задержаны семеро человек. Киевский районный суд города Симферополя избрал меру пресечения для шестерых задержанных в виде содержания под стражей.

Исмет Ибрагимов, Зекирья Муратов, Вадим Бектемиров, Эмиль Зиядинов, Алим Суфьянов, Сейран Хайрединов были арестованы в зале суда и помещены в следственный изолятор Симферополя. Александр Сизиков, имеющий инвалидность І группы по зрению, отправлен под домашний арест.

Все задержанные обвиняются в причастности к исламской политической партии «Хизб ут-Тахрир», признанной в России террористической, но действующей без ограничения на уровне национальных законодательств многих стран мира.

Исламская политическая партия «Хизб ут-Тахрир» была признана террористической 14 февраля 2003 года Верховным судом Российской Федерации в закрытом судебном заседании. Правозащитники полагают, что это решение вынесено необоснованно, с нарушением гласности и равенства сторон, так как в закрытом процессе участвовала лишь сторона обвинения, а именно ФСБ. Представители организации не имели возможности донести свою позицию в деле. При этом на территории Украины и большинства стран мира организация действует без ограничений на уровне национальных законодательств.

С января 2015 года уголовные «дела Хизб ут-Тахрир» начали возбуждаться в Крыму, который перешёл под фактический контроль России. В Украине деятельность партии не запрещена, активисты организации занимались выпуском газеты, могли открыто говорить в СМИ и проводить массовые публичные мероприятия. 

По мнению правозащитников, членов организации преследуют не за подготовку государственного переворота и терроризм, а за публичные акции сторонников партии против политических репрессий в Крыму, системную критику российских властей, и за массовую нелояльность среди крымских татар в ответ на события 2014 года.

Фото: Крымская солидарность 

Яз, умметим!
Поддержи политзаключенных
Мнения
График судебных заседаний