Дата публикации: 06/09/2022

Осман Арифмеметов и ещё четверо активистов останутся в СИЗО до декабря

 Подсудимым Энверу Аметову, Осману Арифмеметову, Яшару Муединову, Руслану Сулейманову и Рустему Шейхалиеву, которым суд в ближайшее время уже вынесет приговор, продлили содержание в СИЗО Ростова-на-Дону еще на три месяца. Об этом стало известно журналисту «Крымской солидарности» во время процесса 6 сентября в Южном окружном военном суде. Вопрос о мере пресечения поставил на обсуждение сам суд, а не государственный обвинитель. 

Председательствующий Вячеслав Корсаков уведомил участников процесса о том, что действующее ограничение свободы истекает 20 сентября. Предполагая, что сторона защиты не успеет выступить в прениях сторон, а подсудимые с последним словом до назначенной даты, коллегия предложила прокурору Алексею Потехину походатайствовать перед судом о продлении меры пресечения. 

Как оказалось, государственный обвинитель не был готов в настоящем судебном заседании высказывать позицию прокуратуры в принципе — ни по какому вопросу. Поэтому доводы Потехина были весьма сомнительны и не убедительны. Прокурор оказался краток в своем выступлении: «Подсудимые попытаются скрыться, оказать влияние на свидетелей, и иным образом препятствовать…», — не смог закончить свою мысль Потехин. Суд удивленно посмотрел на гособвинителя и задался вопросом: «Есть еще что-нибудь добавить?». Но ответа не последовало.

Адвокат Алексей Ладин, представляющий интересы всех подсудимых на слушании, удивился реплике прокурора не меньше. 

«Основания, которые предложил уважаемый представитель государственного обвинения, не соответствуют закону и не выдерживают никакой критики!», — заявил Ладин.

Защитник рассказал Потехину и суду, что главным основанием для избрания меры пресечения может служить тяжесть преступления: «Однако в дальнейшем одного этого основания недостаточно, чтобы продлевать ограничения, надо анализировать как минимум поведение подсудимых в период до и после задержания». 

Более того, Ладин напомнил суду, что судебное следствие уже завершено, а все доказательства представлены. «Даже теоретическое воздействие на свидетелей не имеет никакого значения, поскольку их показания уже зафиксированы». Помимо этого, прокурор не назвал ни одного основания, которое бы подтверждало то, что обвиняемые могут как-то воздействовать на свидетелей и суд. 

«Действовать по предположению незаконно. Обстоятельства должны подтверждаться материалами дела… Законодатель не может предусмотреть все основания, которые могут послужить для избрания жесткой меры пресечения. Правоприменитель должен их конкретизировать! Однако сегодня никаких веских оснований защита не услышала. Я настаиваю на изменении меры пресечения на любую иную», — завершил адвокат. 

Подсудимые поддержали своего представителя и добавили, что все доводы государственного обвинителя выглядят смешно и нелепо. Рустем Шейхиев подчеркнул: «Я не для того приехал в Крым, создал семью, построил дом, чтобы потом бежать. Мы никогда не собирались и не собираемся бежать. Мы продолжаем жить на своей родной земле. Суд должен хотя бы подумать перед тем, как избирать нам меру пресечения».

Несмотря на убедительные доводы стороны защиты и неуверенную позицию прокурора, суд принял решение продлить содержание подсудимых Энвера Аметова, Османа Арифмеметова, Яшара Муединова, Руслана Сулейманова и Рустема Шейхалиева под стражей до 20 декабря 2022 года. 

Напомним, в настоящее время у «второй Симферопольской группы» по делу Хизб ут-Тахрир идет стадия прений сторон. С речами уже выступили адвокат Рефат Юнус и крымский активист Энвер Аметов.

Государственное обвинение в лице Евгения Колпикова попросило суд назначить длительные сроки лишения свободы крымскотатарским активистам: 16 лет Энверу Аметову и Руслану Сулейманову, 16,5 лет Осману Арифмеметову, 15 лет Яшару Муединову и 17 лет Рустему Шейхалиеву. Все подсудимые, по версии следствия, занимались террористической деятельностью. Крымские татары вину не признали и считают свои аресты преследованием за убеждения и общественную активность.

Все задержанные обвиняются в причастности к исламской политической партии «Хизб ут-Тахрир», признанной в России террористической, но действующей без ограничения на уровне национальных законодательств многих стран мира.

Исламская политическая партия «Хизб ут-Тахрир» была признана террористической 14 февраля 2003 года Верховным судом Российской Федерации в закрытом судебном заседании. Правозащитники полагают, что это решение вынесено необоснованно, с нарушением гласности и равенства сторон, так как в закрытом процессе участвовала лишь сторона обвинения, а именно ФСБ. Представители организации не имели возможности донести свою позицию в деле. При этом на территории Украины и большинства стран мира организация действует без ограничений на уровне национальных законодательств.

С января 2015 года уголовные «дела Хизб ут-Тахрир» начали возбуждаться в Крыму, который перешёл под фактический контроль России. В Украине деятельность партии не запрещена, активисты организации занимались выпуском газеты, могли открыто говорить в СМИ и проводить массовые публичные мероприятия. 

По мнению правозащитников, членов организации преследуют не за подготовку государственного переворота и терроризм, а за публичные акции сторонников партии против политических репрессий в Крыму, системную критику российских властей, и за массовую нелояльность среди крымских татар в ответ на события 2014 года.

Фото: Крымская солидарность 

Яз, умметим!
Поддержи политзаключенных
Мнения
График судебных заседаний