Дата публикации: 05/09/2022

Год в неволе. Как он прошел для Наримана Джеляла и братьев Ахтемовых?

4 сентября 2021 года в Крыму задержали журналиста и политика Наримана Джеляла, активистов Асана и Азиза Ахтемовых по подозрению в подрыве газопровода в селе Перевальном. Ровно год они находятся в заключении в СИЗО Симферополя, а их уголовное дело уже близится к завершению — крымские татары уже огласили свои последние слова. Верховный суд Крыма назначил оглашение приговора на 21 сентября. «Крымская солидарность» связалась с семьями крымскотатарских политзаключенных, чтобы узнать о хронике жизни каждого из них.

Супруга Наримана Джеляла сообщила о том, что её муж с момента своего заключения и по сей день удерживается в спецблоке следственного изолятора. «Это полная изоляция от общения даже внутри СИЗО», — описала Левиза Джелял.

Все письма тщательно проверяют, а совершать звонки не разрешено. У арестанта в спецблоке нет возможности общаться даже с заключенными. На прогулку Наримана Джеляла выводят в паре с сокамерником — под присмотром конвоира. В спецблоке нет холодильника, из-за чего продукты быстро портятся.

Камеры СИЗО, где содержатся братья Ахтемовы, переполнены. Так, в камере Асана на десять коек размещены семнадцать человек, у Азиза на 6 коек — 8-9 человек. Помимо этого, помещения не имеют должных условий содержания. Активисты жаловались на наличие там мышей и тараканов: «Они постоянно там кого-то ловят, в день по 2-3 мыши пробегают или крысы. Часто было, что грызуны полностью съедали продукты. Это не такие пачки, которые легко открыть. Эти мыши прогрызали жестяные банки, консервы», — рассказала супруга политзаключённого.

Постоянный шум в переполненных камерах не позволял мужчинам подготовиться должным образом к судебным заседаниям, в особенности, к самой важной стадии — прениям.

«Не было ни единого раза, ни единого момента, чтобы какая-то тишина была, потому что постоянно работает телевизор, какие-то крики, шумы, разговоры сокамерников. В такой атмосфере очень сложно было ему подготовится к прениям, обработать весь этот материал, потому что он за год был объемный. При том, что у нас с большой скоростью шли судебные заседания, около трёх заседаний в неделю», — поделилась Адиле Ахтемова, супруга Азиза Ахтемова.

Условия содержания сказались и на здоровье политзаключённых. Мужчины стали часто болеть, у них обострились хронические заболевания. Квалифицированного медицинского обследования и лечения им не оказывали. Семьи, опасаясь за их здоровье, передают им некоторые лекарства, чтобы облегчить состояние.

«При задержании у него были проблемы со спиной, и в СИЗО эта проблема никуда не делась, она осталась. Из-за нехватки свежего воздуха, ценного питания, отсутствия солнечного света у него в последнее время появились боли в сердце», — рассказала Репика Ахтемова, супруга Асана Ахтемова.

Все фигуранты данного уголовного дела — отцы несовершеннолетних детей. В общей сложности 7 несовершеннолетних детей в день их задержания лишились отцовской опеки.

«Конечно же, это был сложный год в нашей жизни. Лично для меня это было тяжело, адаптироваться к условиям, где ты уже сама несешь ответственность за детей и за дом. И, конечно, женщине это сложно. Дети, хвала Аллаху, старшие читают, видят ту несправедливость вокруг и понимают, что отца несправедливо судят и тоже пишут ему письма поддержки, он постоянно держит с ними связь по письмам. Младшие, Джемиль с Ниаль, все чаще начинают вспоминать об отце, все чаще задают вопросы: «Къайда баба? Не вакъыт келеджек?». Ниаль по фотографиям очень хорошо его знает, его узнает. Когда в дом приходят мужчины, она сразу бежит, обнимает со словами «Баба! Баба!», — описала свое нынешнее положение супруга Наримана Джеляла.

«Рефату почти 8 лет, и он верит и очень ждёт, что скоро все это закончится и папа будет дома, вместе с нами. Сафие 4 года, в последнее время очень часто вспоминает Асана. Спрашивает, скоро ли он приедет, на что я говорю: «Да, осталось совсем немножко, бабашка будет дома», — поделилась Репика Ахтемова.

«Очень быстро выросла наша дочь Асие. На момент когда Азиза задержали, ей только исполнилось 2 года. Буквально через неделю его забрали. В этом году ей уже исполнилось 3 года. Конечно, когда маленькие дети, они очень быстро растут и мой муж очень чувствует разницу. И если я, как человек, который видит ее и живет с ней каждый день, могу не заметить как она растёт, то мой муж замечает, он очень сильно скучает, потому что не видит как она растёт», — рассказала Адиле Ахтемова.

Уже 21 сентября братьям Асану и Азизу Ахтемовым и Нариману Джелялову вынесут приговор. В судебное разбирательство в качестве общественных защитников наряду с адвокатами вступили их супруги. Они считают данное уголовное дело политически мотивированным и связывают его с активной деятельностью Наримана Джелялова. По их словам, прокурор в своих прениях ссылался лишь на первоначальные показания, которые были получены путём пыток.

«Это политически мотивированное заказное дело, которое я уверена будет доведено до конца», — считает супруга Асана Ахтемова.

«Это преследование Наримана за его открытую, публичную позицию. За его борьбу за права крымскотатарского народа на территории Крыма. За права в целом людей, проживающих на территории Крыма. И это некая месть», — поддерживает её Левиза Джелял.

«Основным ключом послужила деятельность Нариман агъа, так как он был журналистом, общественным деятелем, он политолог, он писал очень много статей, он освещал те темы, которые власть хотела всегда как-то скрыть, укрыть, ну и, конечно, последним звоночком было то, что он поехал на Крымскую платформу, которая проходила в Киеве», - так описала уголовное дело супруга Азиза Ахтемова.

3 и 4 сентября в Крыму задержали Эльдара Одаманова, Асана и Азиза Ахтемовых, Шевкета Усеинова и Наримана Джелялова по подозрению в подрыве газопровода в селе Перевальном. Более суток о них ничего не было известно. Десятки человек, в числе которых родственники, журналисты и адвокаты, пришли к зданию ФСБ с требованием дать информацию о похищенных. Более 50 из них были задержаны бойцами ОМОНа, в том числе журналисты «Крымской солидарности» и «Граней.ру» Айдер Кадыров и Нури Абдурашитов, имевшие удостоверение СМИ. Они были доставлены в «Железнодорожный» и «Центральный» отдел полиции, задержанным вменили неповиновение сотрудникам полиции и невыполнение правил поведения при ЧС.

10 сентября адвокату Айдеру Азаматову удалось посетить брата Асана Ахтемова — Азиза. Тот рассказал ему, что силовики избивали Асана, вывозили в лес, угрожали расстрелом, пытали электрическим током в присутствии назначенного адвоката, чтобы добиться признательных показаний. Азаматов публично заявил о защите Асана Ахтемова.

22 сентября Нариману Джелялову ужесточили обвинение, переквалифицировав его в диверсию в составе организованной группы, что наказывается лишением свободы от 12 до 20 лет. Кроме того, его обвиняют в незаконном приобретении, передаче, хранении взрывчатых веществ в составе организованной группы.

8 ноября в ходе следственных действий в Симферополе ФСБ дополнительно обвинила заместителя председателя Меджлиса крымских татар Наримана Джелялова и братьев Ахтемовых в «контрабанде взрывчатых веществ организованной группой через таможенную границу». Данное преступление наказывается сроком от 7 до 12 лет
лишения свободы.

Сейчас всем обвиняемым по данному делу вменяют сразу три статьи Уголовного кодекса Российской Федерации. Это статья 222.1 часть четвёртая, статья 226.1 часть третья, статья 281 часть вторая (пункты «а» и «б»)

Меджлис крымскотатарского народа запрещен с 2016 года в Крыму и на территории РФ решением суда как экстремистская организация.

В августе 2022 года прокурор запросил подсудимым по 15 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. Первые 3 года они должны провести в тюрьме, а затем ограничены в свободе передвижения на 1 год — после освобождения. Кроме того, прокурор просит назначить штраф 600 тысяч рублей каждому. Также штраф в сумме 105 тысяч рублей (35 тысяч рублей каждому) запросила потерпевшая сторона ГУП РК «Крымгазсети».

Фото Крымская солидарность: Нариман Джелялов и братья Ахтемовы

Яз, умметим!
Поддержи политзаключенных
Мнения
График судебных заседаний