Дата публикации: 29/08/2022

Нариман Джелялов и братья Ахтемовы выступили с последним словом в суде. Приговор вынесут 21 сентября

В Верховном суде Крыма свои последние слова по делу о диверсии газопровода в селе Перевальном огласили крымскотатарский политик Нариман Джелял и активисты — Асан и Азиз Ахтемовы. Обвиняемые заявили, что дело против них сфабриковано, на этапе предварительного следствия к ним применялись пытки, а суд с прокуратурой заинтересованы в обвинительном уклоне дела. Суд постановил, что оглашение приговора состоится 21 сентября.

Азиз Ахтемов в своей речи недоумевал, зачем сотрудникам спецслужб понадобились пытки, если у ФСБ были доказательства инкриминируемых им преступлений.

«В чём нас хотят убедить? Что пытки стали нормой? Вас когда-нибудь пытали? Угрожали убийством близких? Даже подготовленные люди не в силах это вынести и под воздействием пыток начинают говорить и признаваться в том, чего не делали. На протяжении 8 лет мы наблюдаем за зверскими методами работы ФСБ. За правду они выдают только то, что им на руку, чтобы в очередной раз заклеймить крымскотатарский народ. Как мы можем говорить о справедливости, когда на одной чаше весов невинные люди, находящиеся в заключении только потому, что так угодно органам власти, а на другой – та самая власть, которой легче закрыть человека, чтобы получить в итоге очередное звание и похвалу от своих правителей».

Также Азиз указал, что убежден в политическом заказе своего дела из-за предвзятого отношения судей и прокурора, которые он наблюдал еще с предварительного следствия.

«Почему люди, наделённые малейшей властью, считают, что им всё дозволено, думают, что могут вершить судьбы других людей, заставлять их делать то, что выгодно им и тем более пытать? Вытеснять народ с родной земли, закрывать в тюрьмы тех, кто мыслит иначе».

Асан Ахтемов в начале своего выступления обратил внимание, что подрыв газопровода никак не отразился ни на местном населении, ни на воинской части, так как у жителей не было жалоб на перебои с газом, представитель воинской части даже не имел представления, где находится газопровод, а жалобы солдат на «подавленное состояние» никак не задокументированы в материалах дела.

По его мнению, подрыв газопровода был поводом, чтобы обвинить и посадить заместителя председателя Меджлиса крымских татар Наримана Джелялова. Об этом ему напрямую говорили сотрудники спецслужб во время пыток, отмечая, что поездка Джелялова на «Крымскую платформу» стало последней каплей. Свое собственное преследование он связывает тесной связью с Джеляловым, а своего брата Азиза с тем, что он является активистом крымскотатарского движения и ездили вместе с ним в Херсон.

Также обвиняемый отдельно остановился на предвзятости суда. Так коллегия не стала обращать внимание на показания свидетелей обвинения, которые также заявили о пытках, безосновательно отклоняла ходатайства защиты, задавала наводящие вопросы свидетелям обвинения. Асан отметил, что в деле отсутствуют реальные доказательства обвинения, к примеру, распечатки звонков и переписок, показания реальных свидетелей, которые говорили бы о существовании организованной группы, биллинг телефонов с местоположением на месте происшествия и так далее.

Асан пытался в своей речи рассказать об убитых спецслужбами в 2014 году крымских татар, но суд прервал его, указав, что это не относится к его уголовному делу.

«Я хочу обратиться ко всем, кто сегодня здесь и кто не смог прийти. Большое вам спасибо за поддержку, что не оставляете мою семью и помогаете — это очень важно для меня. Не зря говорят: друг познается в беде. Я знал это давно, сейчас убедился в этом. Хочу сказать, что у плохих людей не бывает столько хороших друзей. Все участники процесса видели, прекрасно понимая, что происходило в данном судебном процессе. Всем тем, кто имеет отношение к фальсификации данного уголовного дела я хочу пожелать испытать все чувства, которые испытал я, моя жена, дети. Также хочу сказать все написанные бумаги не сломают нас и рано или поздно правда восторжествует и все станет на свои места, все займут свои места. Все кроме оправдательного приговора и освобождения нас в зале суда будет преступлением, противоречием здравому смыслу и позором всей судебной системе Российской Федерации. Но зная принципы этой системы, я очень сомневаюсь, что суд вынесет справедливое решение. Судебная система Российской Федерации, к сожалению, устроена так, что оправдание невиновных — это что-то из области фантастики. По официальным данным, количество оправдательных приговоров в РФ около 0,5 процента. Думайте так, шанс в лотерею выиграть миллиард рублей намного выше, чем шанс получить оправдательный приговор. Несмотря на срок, который нам придется провести в заключении, я уверен, что я с Нариманом Джелялом и Азизом Ахтемовым не сдадимся и будем бороться за свои убеждения, за справедливость. Репрессиям в отношении крымскотатарского народа в скором времени придет конец. Я в это верю».

«Зачем ты поехал на крымскую платформу?», — рассказал Нариман Джелялов о чем в первую очередь спросили его сотрудники ФСБ, закованного в наручники с мешком на голове. Они вынуждали его сознаться в преступлении, заявил политик.

Нариман Джелялов считает эту поездку лишь поводом к своему аресту, он убежден, что если его не задержали бы в сентябре 2021 года, то он был бы арестован в феврале 2022 года — после начала военного вторжения в Украину, так как не молчал и называл вещи своими именами.

Репрессии в отношении себя и своих друзей Нариман считает закономерным итогом своей журналистской и общественной деятельности, а также местью и попыткой вселить страх в людей со стороны государства за способность выражать свое мнение.

«Уголовное преследование в отношении меня — активиста крымскотатарского национального движения, делегата Курултая и первого заместителя председателя Меджлиса крымскотатарского народа, имеет целью объявить вне закона, навесить ярлык «терроризма» на всю систему представительных органов крымских татар. И тем самым открыть путь к массовым репрессиям в отношении коренного народа Крыма. И это не просто очевидное и логичное умозаключение. О таком намерении специально или по неосторожности со мной поделились в стенах ФСБ», — поделился Джелялов, добавив, что глава Крыма Аксенов после его ареста написал в своем Telegram-канале, что «Меджлис является враждебной и террористической организацией, целью которой является нанести вред в Крыму».

 «Во время судебного следствия, я стремился взывать к совести и рассудку всех его участников. Свою человеческую миссию по спасению тех, кто участвовал в фальсификации данного уголовного дела и ее поддержании я считаю оконченной. Дело за вами. Приговор вы будете выносить не нам. Это ваш приговор. Ибо в Судный день вам не помогут никакие фальсификации и лжесвидетельствования. И когда справедливая кара за вашу несправедливость вас настигнет, возможно, вы вспомните три наших имени. А скорее гораздо больше имён», — выступил Нариман Джелял.

3 и 4 сентября 2021 года в Крыму задержали Эльдара Одаманова, Асана и Азиза Ахтемовых, Шевкета Усеинова и Наримана Джелялова по подозрению в подрыве газопровода в селе Перевальном. Более суток о них ничего не было известно. Десятки человек, в числе которых родственники, журналисты и адвокаты, пришли к зданию ФСБ с требованием дать информацию о похищенных. Более 50 из них были задержаны бойцами ОМОНа, в том числе журналисты «Крымской солидарности» и «Граней.ру» Айдер Кадыров и Нури Абдурашитов, имевшие удостоверение СМИ. Они были доставлены в «Железнодорожный» и «Центральный» отдел полиции, задержанным вменили неповиновение сотрудникам полиции и невыполнение правил поведения при ЧС.

10 сентября адвокату Айдеру Азаматову удалось посетить брата Асана Ахтемова — Азиза. Тот рассказал ему, что силовики избивали Асана, вывозили в лес, угрожали расстрелом, пытали электрическим током в присутствии назначенного адвоката, чтобы добиться признательных показаний. Азаматов публично заявил о защите Асана Ахтемова.

22 сентября Нариману Джелялову ужесточили обвинение, переквалифицировав его в диверсию в составе организованной группы, что наказывается лишением свободы от 12 до 20 лет. Кроме того, его обвиняют в незаконном приобретении, передаче, хранении взрывчатых веществ в составе организованной группы.

8 ноября в ходе следственных действий в Симферополе ФСБ дополнительно обвинила заместителя председателя Меджлиса крымских татар Наримана Джелялова и братьев Ахтемовых в «контрабанде взрывчатых веществ организованной группой через таможенную границу». Данное преступление наказывается сроком от 7 до 12 лет лишения свободы.

Сейчас всем обвиняемым по данному делу вменяют сразу три статьи Уголовного кодекса Российской Федерации. Это статья 222.1 часть четвёртая, статья 226.1 часть третья, статья 281 часть вторая (пункты «а» и «б»)

Меджлис крымскотатарского народа запрещен с 2016 года в Крыму и на территории РФ решением суда как экстремистская организация.

Асан Ахтемов. Фото: Крымская солидарность

Яз, умметим!
Поддержи политзаключенных
Мнения
График судебных заседаний