Дата публикации: 25/08/2022

В Верховном суде Крыма завершились прения по делу Наримана Джеляла и братьев Ахтемовых

В Верховном суде Крыма в Симферополе по делу Наримана Джелялова, Асана и Азиза Ахтемовых завершилась стадия прений. Вчера в суде выступили адвокат Эмине Авамилева, общественная защитница Левиза Джелялова, а также сами подсудимые крымские татары.

Сторона защиты вновь указала на противоречия и нарушения Уголовно-процессуального кодекса в уголовном деле, акцентируя внимание на том, что доказательства, собранные на предварительном следствии, должны быть признаны недопустимыми. 

Обобщая сказанное предыдущими защитниками, адвокат Эмине Авамилева в прениях отдельно отметила, что выводы об антироссийской деструктивной позиции Наримана Джелялова не подкреплены какими-либо доказательствами, а являются лишь субъективным мнением следственных органов. 

«Имелась острая необходимость в формирования общественного мнения в отношении Джелялова, устранении его как общественного деятеля, журналиста, освещающего со своей точки зрения, которая может кому-то не понравится, проблем крымскотатарского народа на полуострове. Нариман Джелялов свою позицию не скрывал, а наоборот высказывал на различных площадках. Именно поэтому к нему было повышенное внимание со стороны правоохранительных органов. Сторона защиты полагает, что, учитывая активную общественную деятельность, в отношении него уже давно ведутся оперативно-розыскные мероприятия. У правоохранительных органов не было никаких проблем в контроле перемещения и прослушивания разговоров Джелялова. Ответ на вопрос, почему в материалах уголовного дела тогда нет прямых доказательств причастности его и Ахтемовых к инкриминируемым им преступлениям достаточно прост — их нет», — убеждена Эмине Авамилева.

«Уголовное дело изобилует таким количеством процессуальных нарушений, допущенных в ходе предварительного следствия, что они давно должны были стать основанием для прекращения преследования в отношении них. В продолжение ко всем положительным характеристикам десятков свидетелей обращаю внимание на то, что Нариман является образцовым отцом, мужем и сыном. Вокруг него всегда много людей, которых он готов поддержать. Он не только гордость нашей семьи, но гордость всего крымскотатарского народа, для него моральные ценности всегда были выше материальных. За 15 лет я ни разу не видела его агрессивным, я не знаю что такое оскорбление от мужа или повышение интонации, ему не свойственно конфликтное решение проблем, разрешение любого вопроса происходит в форме диалога. В заключение своего выступления хочу напомнить, что обвинительный приговор не может быть основан на предположениях, а имеющиеся противоречия выяснены и устранены. Этого по убеждению стороны защиты сделано не было», — обращалась к суду Левиза Джелялова.

Подсудимые в своих выступлениях обозначили, что к ним применялись пыточные методы получения доказательств, все показания они дали под физическим и моральным давлением. Кроме того, они указали на многочисленные нарушение при следственных действиях — отсутствие адвоката по соглашению, предвзятость правоохранительных органов и понятых, противоречия в показаниях свидетелей обвинения. Все противоречия, пояснили они, должны трактоваться в пользу обвиняемых.

«Все это беззаконие началось с похищения меня из дома вооруженными людьми в масках. После этого надо мной несколько часов издевались, били током, били по шее и голове, угрожали убийством, расправой над детьми и женой. В результате сотрудники ФСБ добились того, чего им было нужно — я оговорил себя и своих друзей, подписал все, что они хотели. Конечно же, данные показания легли в основание уголовного дела именно против нас. Защита доказала абсолютную несостоятельность обвинения. Данное уголовное дело является фальсифицированным. Прошу суд дать справедливую оценку», — заявил Асан Ахтемов.

«Я политзаключенный человек, которого незаконно лишили свободы и поместили в места лишения свободы. Лицо, в отношении которого ФСБ РФ сфабриковали уголовное дело, а также в отношении Ахтемова Асана и Наримана Джелялова. До 4 сентября я жил обычной жизнью и даже не предполагал, что меня посадят в тюрьму, наивно думая, что туда сажают только преступников. Сторона обвинения и защиты должны быть равноправны перед судом. Все противоречия не были устранены в судебном заседании, а даже наоборот. Все это говорит, что уголовное дело было сфабриковано. Мы настроены решительно бороться за справедливость. Мы невиновны, любое наказание для нас будет незаконным, так как мы преступления не совершали», — выступил в прениях Азиз Ахтемов.

«Выдвинутые в отношении меня и моих друзей обвинения надуманы и политически мотивированы. Материалы уголовного дела, показания свидетелей, самих обвиняемых дают объективному и непредвзятому суду 100% возможность принять решение о прекращении данного уголовного дела. Суд имел все основания признать большую часть, представленных следствием доказательств, недопустимыми, однако не сделал этого. Я напоминаю, что приговор не может быть вынесен на основании предположений. Суд выносит решение по внутренним убеждениям, руководствуясь законом и совестью. Мы уже убедились, что следователи в своем работе пренебрегли законом и совестью. Точно так же, как и прокурор Лобов. Дело теперь за судом», — резюмировал своё выступление Нариман Джелялов.

29 августа все подсудимые выступят с последним словом, а суд удалится в совещательную комнату для вынесения окончательного решения по уголовному делу.

3 и 4 сентября в Крыму задержали Эльдара Одаманова, Асана и Азиза Ахтемовых, Шевкета Усеинова и Наримана Джелялова по подозрению в подрыве газопровода в селе Перевальном. Более суток о них ничего не было известно. Десятки человек, в числе которых родственники, журналисты и адвокаты, пришли к зданию ФСБ с требованием дать информацию о похищенных. Более 50 из них были задержаны бойцами ОМОНа, в том числе журналисты «Крымской солидарности» и «Граней.ру» Айдер Кадыров и Нури Абдурашитов, имевшие удостоверение СМИ. Они были доставлены в «Железнодорожный» и «Центральный» отдел полиции, задержанным вменили неповиновение сотрудникам полиции и невыполнение правил поведения при ЧС.

10 сентября адвокату Айдеру Азаматову удалось посетить брата Асана Ахтемова — Азиза. Тот рассказал ему, что силовики избивали Асана, вывозили в лес, угрожали расстрелом, пытали электрическим током в присутствии назначенного адвоката, чтобы добиться признательных показаний. Азаматов публично заявил о защите Асана Ахтемова.

22 сентября Нариману Джелялову ужесточили обвинение, переквалифицировав его в диверсию в составе организованной группы, что наказывается лишением свободы от 12 до 20 лет. Кроме того, его обвиняют в незаконном приобретении, передаче, хранении взрывчатых веществ в составе организованной группы.

8 ноября в ходе следственных действий в Симферополе ФСБ дополнительно обвинила заместителя председателя Меджлиса крымских татар Наримана Джелялова и братьев Ахтемовых в «контрабанде взрывчатых веществ организованной группой через таможенную границу». Данное преступление наказывается сроком от 7 до 12 лет лишения свободы.

Сейчас всем обвиняемым по данному делу вменяют сразу три статьи Уголовного кодекса Российской Федерации. Это статья 222.1 часть четвёртая, статья 226.1 часть третья, статья 281 часть вторая (пункты «а» и «б»)

Меджлис крымскотатарского народа запрещен с 2016 года в Крыму и на территории РФ решением суда как экстремистская организация.

Фото: Крымская солидарность 

Яз, умметим!
Поддержи политзаключенных
Мнения
График судебных заседаний