Защитники по делу Наримана Джелялова и братьев Ахтемовых приступили к прениям
В Верховном суде Крыма адвокаты Рефат Юнус, Айдер Азаматов и Сафие Шабанова выступили с прениями по делу Наримана Джелялова и братьев Ахтемовых. Их выступления дополнили общественные защитницы Адиле и Репика Ахтемовы.
Защита обратила внимание на многочисленные нарушения уголовно-процессуального законодательства в судопроизводстве и предварительном следствии. Кроме того, сторона считает, что судом не были устранены указанные адвокатами противоречия: «Они даже, скажем так, усугубились», — прокомментировала адвокатка Сафие Шабанова.
Юристы в своих выступлениях указали на то, что доказательства, полученные путем пыток, нельзя считать допустимыми в суде. Адвокаты отметили, что таможня не обнаружила взрывчатки, перевозимой в головке сыра, как считает обвинение. Показания свидетеля из «Крымгазсети» подтверждают лишь взрыв, но не участие в нем подсудимых. Автомобиль, якобы использовавшиеся обвиняемыми для преступления, несколько дней находился в неизвестном месте под полным контролем ФСБ, а выводы взрывотехнической экспертизы противоречат показаниям специалиста при допросе. Ниже мы приводим некоторые цитаты защитников из стадии прений:
«Защита утверждает, что все показания, которые были даны в период недопуска к Азизу Ахтемову независимых адвокатов, в том числе и явки с повинными, не могут считаться допустимыми доказательствами, и их следует исключить из числа доказательств по настоящему уголовному делу», — заявила в прениях Сафие Шабанова.
«Его обвиняют за то, чего невозможно сделать, если у человека не было навыков, способностей, предрасположенности, связей, возможностей, стремления, идеи и самое главное желания и намерений. Также с полной уверенностью могу утверждать, что ни Асан Ахтемов, ни его брат Азиз Ахтемов, ни Нариман Джелялов, не являются теми, кого из них сегодня пытаются сделать следователи и сторона государственного обвинения. Представитель обвинения в данном судебном процессе представляет интересы не государства, а отведенной роли в системе судопроизводства, а именно поддержать «созданное» на стадии досудебного производства обвинение», — убеждён Рефат Юнус.
«Надеюсь на то, что суд при вынесении приговора увидел всю несостоятельность предъявленного обвинения и обратит внимание на приведенные стороной защиты доказательства, которые полностью опровергают версию обвинения о причастности Ахтемова Асана к событиям произошедшим с газопроводом в селе Перевальное Симферопольского района, которое больше похоже не на диверсию со всеми вытекающими обстоятельствами, а на умышленное повреждение имущества не установленными к сожалению на данный момент лицами, что квалифицируется по ст.167 УК РФ. Я думаю стоит на это обратить внимание и в рамках полномочий, которыми наделен суд, следует дать поручение правоохранительным органам все-таки выявить настоящих преступников, которые совершили это преступление и предать их суду, а не винить в этом абсолютно невиновных Ахтемова Асана, Ахтемова Азиза и Джелялова Наримана», — объяснял суду Айдер Азаматов.
«Фальсификация данного уголовного дела началась еще до его возбуждения. Так ранним утром 3 сентября из своего дома был похищен Одаманов Эльдар, которого так же, как и Асана пытали электрическим током, били и оказывали психологическое давление на него, о чём он подробно рассказал в зале судебного заседания. Очень надеюсь, что суд внимательно изучит показания данного свидетеля обвинения», — считает Репика Ахтемова.
«Азиз Ахтемов , Асан Ахтемов и Нариман Джелялов являются честными , порядочными людьми, которые никогда бы никому и ничему не навредили. Это люди, которые действовали всегда в облого крымскотатарского народа в рамках закона, люди которые проявляли любовь и уважение ко всем, несмотря на национальность и вероисповедания. Считаю что вина этих трёх людей являются недоказуемой. С учётом предоставления стороной защиты доказательств прошу суд оправдать Азиза Ахтемова, Асана Ахтемова и Наримана Джелялова», — заявила в суде Адиле Ахтемова.
17 августа государственный обвинитель Роман Лобов на прениях попросил суд назначить срок 15 лет лишения свободы заместителю председателя Меджлиса крымских татар и политику Нариману Джелялову, активисту Асану Ахтемову и его родственнику — Азизу Ахтемову.
3 и 4 сентября в Крыму задержали Эльдара Одаманова, Асана и Азиза Ахтемовых, Шевкета Усеинова и Наримана Джелялова по подозрению в подрыве газопровода в селе Перевальном. Более суток о них ничего не было известно. Десятки человек, в числе которых родственники, журналисты и адвокаты, пришли к зданию ФСБ с требованием дать информацию о похищенных. Более 50 из них были задержаны бойцами ОМОНа, в том числе журналисты «Крымской солидарности» и «Граней.ру» Айдер Кадыров и Нури Абдурашитов, имевшие удостоверение СМИ. Они были доставлены в «Железнодорожный» и «Центральный» отдел полиции, задержанным вменили неповиновение сотрудникам полиции и невыполнение правил поведения при ЧС.
10 сентября адвокату Айдеру Азаматову удалось посетить брата Асана Ахтемова — Азиза. Тот рассказал ему, что силовики избивали Асана, вывозили в лес, угрожали расстрелом, пытали электрическим током в присутствии назначенного адвоката, чтобы добиться признательных показаний. Азаматов публично заявил о защите Асана Ахтемова.
22 сентября Нариману Джелялову ужесточили обвинение, переквалифицировав его в диверсию в составе организованной группы, что наказывается лишением свободы от 12 до 20 лет. Кроме того, его обвиняют в незаконном приобретении, передаче, хранении взрывчатых веществ в составе организованной группы.
8 ноября в ходе следственных действий в Симферополе ФСБ дополнительно обвинила заместителя председателя Меджлиса крымских татар Наримана Джелялова и братьев Ахтемовых в «контрабанде взрывчатых веществ организованной группой через таможенную границу». Данное преступление наказывается сроком от 7 до 12 лет лишения свободы.
Сейчас всем обвиняемым по данному делу вменяют сразу три статьи Уголовного кодекса Российской Федерации. Это статья 222.1 часть четвёртая, статья 226.1 часть третья, статья 281 часть вторая (пункты «а» и «б»)
Меджлис крымскотатарского народа запрещен с 2016 года в Крыму и на территории РФ решением суда как экстремистская организация.