ФСБ задержала 6 крымских татар после обысков в их домах в Джанкойском районе Крыма
Ранним утром в Джанкое и Джанкойском районе Крыма прошли массовые обыски у крымскотатарских мусульманских активистов. Адвокаты поздно узнали про следственные действия и сообщили о точечном отключении мобильной связи на своих телефонах. Встретиться с задержанными они смогли уже только в здании ФСБ.
С 4 часов утра и до полудня в Джанкойском районе Крыма российские спецслужбы провели вооруженные обыски у шестерых мужчин — крымских татар мусульман. Защитник Эмиль Курбединов сообщил, что у правозащитных адвокатов, сотрудничающих с «Крымской солидарностью» не работала в это время мобильная связь.
«Опять обыски у активистов и гражданских журналистов — у меня и еще нескольких коллег отключают мобильную связь. В последнее время обыски проводят в 4 утра и отключают точечно у адвокатов мобильную сеть. Это делается для того, чтобы пострадавшие не могли дозвониться до адвокатов, не собирались люди и корреспонденты не смогли сделать фото и видео этих беззаконных действий силовиков», — заявил Эмиль Курбединов.
В селе Ближнегородском задержали активиста Энвера Кроша — в 2015 году его пытали током в подвале полиции Джанкоя, а в 2018 году он отбыл административный арест. Супруга Энвера отметила, что силовики подбросили мужу литературу в ванную комнату. Ноутбук, телефоны, блокнот с записями и религиозную книгу, принадлежащую семье, правоохранители изъяли. Супруга отметила, что ни ей, ни мужу не дали прочитать утренний намаз.
В селе Вольном следственные действия проводились у журналиста «Крымской солидарности» Вилена Темерьянова. Ранее его также задерживали со штрафами и последующим административным арестом. К ним силовики также ворвались ранним утром, изъяв всю технику, а также письма политзаключенным по делам «Хизб ут-Тахрир». Эльмаз, супруга Вилена, заметила под футболкой одного из оперативников книгу. Сотрудник отказался показывать, что у него находится под футболкой: «Что вы хотите, чтобы мы разделись? Я сейчас вас заставлю раздеться!». Через некоторое время он вернулся уже без книжки за поясом.
«Я считаю, что его (Вилена) забрали за его активность — он гражданский журналист, старается везде ездить на обыски, суды, старается помочь своему народу», — поделилась Эльмаз.
Также обыски прошли в Джанкое у Сеитяя Аббозова, в селе Мирновка у Мурата Мустафаева, в селе Озерном у Эдема Бекирова и в селе Тимофеевка у Рината Алиева. Все они регулярно посещали судебные заседания по делам политзаключённых Крыма, участвовали во флешмобах в их защиту.
Известно, что всех задержанных доставили в здание ФСБ в Симферополе. Их будут защищать адвокаты Эмиль Курбединов, Эдем Семедляев, Ислям Велиляев и Сергей Легостов. В постановлении о возбуждении уголовного дела по статье 205.5 УК РФ старший следователь Дмитрий Громашов пишет, что Энвер Крош, «не позднее 2015 года руководил ячейкой «Хизб ут-Тахрир», признанной террористической на территории РФ, а остальные задержанные были ее участниками, посещали конспиративные встречи, «осуществляли антироссийскую деятельность», склоняли жителей к участию в организации.
Завтра Киевский районный суд изберёт им меру пресечения, а сегодняшнюю ночь задержанные проведут в изоляторе временного содержания в Симферополе.
Согласно данным ПЦ «Мемориал», признанного в России иноагентом, данная волна преследований началась 14 февраля 2003 года, когда Верховный Суд РФ, рассмотрев в закрытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Генерального прокурора РФ, признал террористическими 15 исламских организаций и запретил их деятельность на территории РФ. Одной из запрещенных организаций стала «Хизб ут-Тахрир».
В мотивировочной части решения ВС РФ отсутствуют какие-либо данные о террористической деятельности «Хизб ут-Тахрир» — в соответствии с определением терроризма, данным в Уголовном Кодексе РФ и Федеральном Законе РФ «О борьбе с терроризмом» от 03.07.1998, что является очевидным основанием для признания этого решения необоснованным.
Несмотря на то, что организация «Хизб ут-Тахрир» с момента создания (1953 год) не совершила ни одного теракта, в России она признана террористической, а её членов необоснованно судят как террористов.
Правозащитники считают, что антиэкстремистское и антитеррористическое законодательство России последовательно превращается в репрессивный инструмент борьбы с инакомыслием и мирными собраниями.
Всего по данной категории дел в Крыму уже задержано около 100 человек. 40 из них вынесли приговоры на длительные сроки заключения — от 7 до 19 лет лишения свободы.
Аресты на полуострове начались в 2015 году, после завершения «переходного периода», анонсированного Российской Федерацией.