Дата публикации: 12/07/2022

Суд ограничил адвокатов «второй Симферопольской группы» в представлении доказательств

Председательствующий Вячеслав Корсаков ограничил адвокатов «второй Симферопольской группы» в представлении доказательств. Об этом стало известно журналисту «Крымской солидарности» во время процесса 12 июля в Южном окружном военном суде.

Судебное следствие в отношении Энвера Аметова, Османа Арифмеметова, Яшара Муединова, Руслана Сулейманова и Рустема Шейхалиева, по мнению судебной коллегии, уже должно было завершиться. Однако сторона защиты ещё не закончила представлять свои  доказательства — на очередном процессе подсудимые заявили новые ходатайства о признании недопустимости некоторых документов из материалов уголовного дела.

Так Яшар Муединов попросил суд признать недопустимыми справки меморандумы от 2019 года, которые находятся в материалах дела. Как сообщил крымский активист, в показаниях скрытых свидетелей и в документах, где указаны правила проведения халакатов, есть существенные противоречия, на которые нельзя закрыть глаза.

Затем Муединов заявил ходатайство о признании недопустимыми видеофайлы из 52 тома, поскольку на них есть признаки монтажа. Подсудимые заметили их, когда просматривали некоторые файлы непосредственно на судебном заседании. Политзаключённые провели вычисления тех временных показателей, что указаны в верхнем и нижнем углу видеокадров, и выявили большие погрешности. Обвиняемые составили таблицу, в которой указали все несостыковки со временем, и построили график тангенса, который наглядно показывал расхождение в значениях времени. Всё это было указано в приложении к ходатайству. «Данные диски, как и само уголовное дело, — ошибка», — подчеркнул Муединов. 

Вячеслав Корсаков удивился, как обвиняемые могли провести такой глубокий анализ, ведь этими вычислениями должны заниматься специалисты. Адвокат Алексей Ладин напомнил, что «сторона защиты неоднократно заявляла о наличии признаков монтажа на видеофайлах. Об этом же говорили и эксперты». 

Несмотря на все доводы, расчеты и результаты анализа, суд отказался рассматривать данное ходатайство, поскольку Яшар Муединов не смог назвать конкретный файл, взятый на исследование подсудимыми. Корсаков посчитал это прошение беспредметным. Более того, первое ходатайство председательствующий оставил без рассмотрения. Судья отметил, что «речь идёт не о допустимости, а о недостоверности доказательств» и пообещал, что «все доводы Муединова будут учтены в ходе итогового судебного решения».

На самом деле подсудимые подготовили целый ряд ходатайств. Но заявить их в полном объёме не удалось, потому что медлительность в их оглашении и частые переговоры с адвокатом Алексеем Ладиным разозлили суд. Вячеслав Корсаков ограничил сторону защиты в представлении доказательств, поскольку эта стадия затянулась на «неоправданно долгий промежуток времени». Ладин попросил суд не закрывать судебное следствие на случай, если его коллеги захотят приобщить к материалам уголовного дела какие-либо документы. 

Защита сможет приобщить к делу последние доказательства в оправдание своих доверителей 14 августа. В этот же день суд перейдет к прениям сторон, и прокурор запросит сроки для обвиняемых.

25 крымскотатарских общественных активистов — Руслан Сулейманов, Алим Каримов, Рустем Шейхалиев, Меджит Абдурахманов, Яшар Муединов, Билял Адилов, Джемиль Гафаров, Риза Изетов, Иззет Абдуллаев, Асан Яников, Шабан Умеров, Тофик Абдулгазиев, Сейтвели Сейтабдиев, Рустем Сейтхалилов, Аким Бекиров, Фарход Базаров, Сервет Газиев, Сейран Муртаза, Эрфан Османов, Осман Арифмеметов, Ремзи Бекиров, Эскендер Сулейманов, Энвер Аметов, Владлен Абдулкадыров и Раим Айвазов — обвиняются в причастности к исламской политической партии «Хизб ут-Тахрир», признанной в России террористической, но действующей без ограничения на уровне национальных законодательств многих стран мира.

Большинство арестованных являются участниками правозащитного объединения «Крымская солидарность». Умеров, Бекиров, Изетов и Айвазов обвиняются по ч. 1 ст. 205.5 УК РФ («Организация деятельности террористической организации», до пожизненного лишения свободы). Остальные по ч. 2 ст. 205.5 УК РФ («Участие в деятельности террористической организации», до 20 лет лишения свободы). Всем фигурантам дела было также предъявлено обвинение по ч. 1 ст. 30 и ст. 278 УК РФ («Приготовление к насильственному захвату власти», до 10 лет лишения свободы).

Исламская политическая партия «Хизб ут-Тахрир» была признана террористической 14 февраля 2003 года Верховным судом Российской Федерации в закрытом судебном заседании. Правозащитники полагают, что это решение вынесено необоснованно, с нарушением гласности и равенства сторон, так как в закрытом процессе участвовала лишь сторона обвинения, а именно ФСБ. Представители организации не имели возможности донести свою позицию в деле. При этом на территории Украины и большинства стран мира организация действует без ограничений на уровне национальных законодательств.

С января 2015 года уголовные «дела Хизб ут-Тахрир» начали возбуждаться в Крыму, который перешёл под фактический контроль России. В Украине деятельность партии не запрещена, активисты организации занимались выпуском газеты, могли открыто говорить в СМИ и проводить массовые публичные мероприятия. 

По мнению правозащитников, членов организации преследуют не за подготовку государственного переворота и терроризм, а за публичные акции сторонников партии против политических репрессий в Крыму, системную критику российских властей, и за массовую нелояльность среди крымских татар в ответ на события 2014 года.

Фото: Крымская солидарность 

Яз, умметим!
Поддержи политзаключенных
Мнения
График судебных заседаний