Дата публикации: 08/07/2022

«45 лет за убеждения». Троих крымских татар осудили на десятки лет по делу «Хизб ут-Тахрир»

В Ростове-на-Дону Южный окружной военный суд вынес сразу 2 приговора по делам «Хизб ут-Тахрир». Повара Эрнеста Ибрагимова и предпринимателя Олега Федорова посадили на 13 лет лишения свободы, а строителя Исмета Ибрагимова — на 19 лет заключения в колонии строгого режима.

Председательствующий судебной коллегии Игорь Костин рассматривал дело Олега Федорова и Эрнеста Ибрагимова. Коллегия приговорила обоих к 13 годам заключения в колонии строгого режима с первыми 3,5 годами в тюрьме и еще 1 годом ограничения свободы передвижения на воле. Без согласия ФСИН они не имеют права покидать жилище с 23 до 6 часов, посещать места проведения публичных мероприятий, организовывать их, выезжать за территорию муниципального образования, менять место жительства или пребывания, менять место работы, должны отмечаться во ФСИН 2 раза в месяц.

Исмету Ибрагимову судебная коллегия в составе председательствующего судьи Дениса Галкина назначила 19 лет лишения свободы, из которых первые 5 лет он должен будет провести в тюрьме. По освобождению его ожидают еще 2 года аналогичных Федорову и Ибрагимову ограничений передвижения. 

Суммарно все трое заключенных сегодня получили 45 лет лишения свободы.

Помимо ставшей уже стандартной процедуры дачи показаний засекреченными свидетелями, чья личность  известна только суду и ФСБ, в деле Федорова и Ибрагимова примечательно то, что голос Олега Федорова вовсе отсутствует на аудиозаписях, предъявленных следствием в качестве доказательства по делу. 

ФСБ утверждает, что Федоров присутствовал на неких конспиративных собраниях запрещенной «Хизб ут-Тахрир», где обсуждал экстремистскую литературу и построение халифата. При этом и защита и сам Федоров заявляли, что его на представленных аудио попросту нет, а силовики перепутали его с другим человеком. Адвокаты опознали его как Рустема Мурасова, обвиняемого по аналогичному делу «Хизб ут-Тахрир». Мурасов в беседе с юристами подтвердил наличие своего голоса на аудио, но суд не позволил допросить его и дать свидетельские показания.

«Конспиративная встреча» при этом являлась записанной силовиками религиозной беседой в публичной мечети, где собравшиеся обсуждали веру, бытовые, политические и правовые вопросы. Шестерых крымских татар задержали в 2017 году, сформировав против них так называемое дело «второй Бахчисарайской группы» Хизб ут-Тахрир. Но Эрнеста Ибрагимова и Олега Федорова спецслужбы по неизвестной причине «обнаружили» только спустя 4 года.

У Исмета Ибрагимова спецслужбы провели несанкционированный судом обыск по ошибочному адресу в Симферопольском районе. Фактическое место проживания мужчины отличалось от адреса, указанного в постановлении суда на проведение оперативных мероприятий. 

Оперуполномоченный ФСБ Ринат Валиулин на допросе не смог пояснить это различие. Адвокат Айдер Азаматов ходатайствовал об исключении доказательств обвинения, полученных из обыска, из материалов дела. Тем не менее, суд не принял нарушение во внимание.

34-летний Исмет Ибрагимов, активист и знаток арабского языка. До ареста выполнял строительные работы. Женат, в браке у них родились три дочери. Также на свободе у Исмета остались престарелые родители, которых он опекал, находясь в на воле. 

«Именно наша приверженность религии является единственной причиной репрессий в отношении нас. Именно это является проявлением терроризма, ибо терроризируют нас и наших детей. Если кто-то полагает, что уголовные сроки нас пугают и сломают нашу волю, то глубоко заблуждается. Им лучше уяснить этот факт и оставить нас в покое».

42-летний Эрнест Ибрагимов — индивидуальный предприниматель, ранее работал поваром в кафе «Салачик», которое принадлежит политузнику Марлену (Сулейману) Асанову. Принимал активное участие в проектах «Крымская солидарность» и «Крымское детство». На свободе его ждут жена, четверо малолетних детей и престарелая мать. 

«Увы, эта пугающая реальность становится обыденностью для российского общества. Конвейер «террористов», да, именно такое название имеет данный суд. Десятками, сотнями, тысячами перемалывают судьбы людей, и обрекает их семьи на страдание и длительные сроки разлуки. Сегодняшние события показывают, в каком зависимом положении находится судебная система в России, под каток которой попал и мой многострадальный народ. Но так будет не всегда, время покажет, кто в каком положении скоро окажется. И будьте уверены, что следующее поколение крымских мусульман будет так же отстаивать свое право жить в родном Крыму, согласно своей культуре, мировоззрению и традициям».

51-летний Али (Олег) Федоров предприниматель из Бахчисарая, посещал политически мотивированные судебные заседания, принимал участие в информационных кампаниях в поддержку крымскотатарских политзаключенных и во флешмобах. Оказывал материальную поддержку семьям политзаключенных и в городе Бахчисарае известен как главный координатор ифтаров во время месяца Рамадан. Активно посещал обыски, суды, поддерживал и помогал семьям политзаключенных. На свободе у него осталась большая семья: пожилая мать, супруга, две замужние дочери и двое внучек. 

«Масштабы данного беспредела ужасают. Количество обвиняемых по террористическим статьям не иссякает, подавляющее большинство составляют мусульмане. Все это я говорю не понаслышке, а являюсь свидетелем всего происходящего. Недальновидный взгляд российского руководства по запугиванию мусульманских народов, подчинение посредством страха приведет только к отторжению, ненависти, а не к консолидации общества».

Согласно данным ПЦ «Мемориал», признанного в России иноагентом, данная волна преследований началась 14 февраля 2003 года, когда Верховный Суд РФ, рассмотрев в закрытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Генерального прокурора РФ, признал террористическими 15 исламских организаций и запретил их деятельность на территории РФ. Одной из запрещенных организаций стала «Хизб ут-Тахрир». 

С января 2015 года уголовные «дела Хизб ут-Тахрир» начали возбуждаться в Крыму, который перешёл под фактический контроль России. В Украине деятельность партии не запрещена, активисты организации занимались выпуском газеты, могли открыто говорить в СМИ и проводить массовые публичные мероприятия. 

В мотивировочной части решения ВС РФ отсутствуют какие-либо данные о террористической деятельности «Хизб ут-Тахрир» — в соответствии с определением терроризма, данным в Уголовном Кодексе РФ и Федеральном Законе РФ «О борьбе с терроризмом», что является очевидным основанием для признания этого решения необоснованным.

Несмотря на то, что организация «Хизб ут-Тахрир» с момента создания (1953 год) не совершила ни одного теракта, в России она признана террористической, а её членов необоснованно судят как террористов. 

Правозащитники считают, что антиэкстремистское и антитеррористическое законодательство России последовательно превращается в репрессивный инструмент борьбы с инакомыслием и мирными собраниями. 

Всего по данной категории дел в Крыму уже задержаны более 90 человек. Десяткам из них вынесли приговоры на длительные сроки заключения — от 7 до 19 лет лишения свободы. 

Аресты на полуострове начались в 2015 года, после завершения «переходного периода», анонсированного Российской Федерацией.

Фото: Крымская солидарность 

Яз, умметим!
Поддержи политзаключенных
Мнения
График судебных заседаний