Дата публикации: 02/06/2022

«Часто били по голове в спарринге». Сотрудник ФСБ и понятой дали противоречивые показания в суде

В Южном окружном военном суде стороны допросили оперативного сотрудника ФСБ Николая Артыкбаева и понятого Андрея Яковенко по делу «четвёртой Бахчисарайской группы» Хизб ут-Тахрир.

Свидетель Николай Артыкбаев рассказал в суде, что что участники «Хизб ут-Тахрир» изучают идеологию партии, проводят конспиративные собрания, где присутствуют глава и ученики, читают религиозную литературу. Артыкбаев сообщил, что в 2015 году поступила информация о том, что Сизиков принял Ислам и «организовал ячейку». В нее, по мнению оперативника, вошли Алим Суфьянов и Сейран Хайрединов. Сизиков выполнял роль учителя, а другие — учеников.  

Оперативник ФСБ пояснил суду, что не является специалистом по «Хизб ут-Тахрир», поэтому не может отвечать на вопросы, касающиеся Ислама в целом и партии в частности. Однако это не помешало ему составить стенограмму записанной речи подсудимых. Он добавил, что экспертом-фоноскопистом также не является. Голоса он определил на слух, а потом отправил стенограмму в экспертный центр в Казани. 

Защита отмечает противоречия в его речи. К примеру, Артыкбаев указывает, что запись делалась в конце 2015 года, однако голоса мужчин, говорящих на аудиозаписи прослушки обсуждают события марта. Сизиков же принял Ислам задолго до 2015 года. 

Отвечая на вопросы защиты, Артыкбаев не мог вспомнить многие детали уголовного дела. В частности не смог ответить на вопрос подсудимого Хайрединова: «Вы помните, как пытались меня запугать? Вы завели меня отдельно в комнату и начали спрашивать: «Ты меня знаешь?». А когда я спросил, почему я должен вас знать, вы ответили: «Потому что меня знают все участники партии Хизб ут-Тахрир».

Председательствующий судья Кривцов передал защите, что было обжаловано одно из определений суда. Суд усмотрел нарушения в действиях сотрудника УФСБ и его помощника во время ОРМ, но они с этим не согласились. 

«Суд вынес частное определение в адрес следственного отдела УФСБ относительно того, что во время следствия Сизикову не была вручена копия обвинительного заключения на шрифте Брайля, была вручена только в плоско-печатном шрифте. Сторона защиты на протяжении двух предварительных слушаний, собственно на протяжении всего следствия говорила о том, что это нарушает его право на защиту, так как он не может читать плоско-печатный текст — соответственно, не может ознакомиться с предъявленным обвинением и не знает, в чем его обвиняют. Начальник следствия и его заместитель обжаловали это определение в суде апелляционной инстанции. Нам сегодня была вручена копия этой апелляционной жалобы», — сообщила адвокат Лиля Гемеджи.

Также показания дал 27-летний понятой Андрей Яковенко. Он участвовал в обыске у Хайретдинова. По его словам, он гулял с другом (фамилию которого он вспомнил только после ознакомления с протоколом) в Бахчисарае, где к ним подошли правоохранители и предложили принять участие в обыске в качестве гражданского наблюдателя.

Яковенко рассказал, что в доме Хайрединова они с силовиками и следователем поднялись вверх по лестнице и осмотрели жилые комнаты. Мебель и предметы при этом не двигали. Затем все спустились по лестнице вниз, ведущей на кухню. Там, между кухней и диваном, под ящиками, сотрудники нашли книгу. Она была вся в пыли. Яковенко не вспомнил, какого она была цвета, размера и что на ней было написано. Свидетель подчеркнул, что «книги никто подбросить не мог».

Свидетель сначала не вспомнил, приезжала ли к дому скорая помощь, но потом категорически отрицал это. 

По ходатайству прокурора, суд огласил ранние показания свидетеля из протокола. Противоречия Яковенко признал и отметил свою невнимательность и забывчивость. Свидетель сказал, что его «часто били по голове в спарринге». 

7 июля 2020 года в ходе массовых обысков в Крыму были задержаны семеро человек. Киевский районный суд города Симферополя избрал меру пресечения для шестерых задержанных в виде содержания под стражей.

Исмет Ибрагимов, Зекирья Муратов, Вадим Бектемиров, Эмиль Зиядинов, Алим Суфьянов, Сейран Хайрединов были арестованы в зале суда и помещены в следственный изолятор Симферополя. Александр Сизиков, имеющий инвалидность І группы по зрению, отправлен под домашний арест.

Все задержанные обвиняются в причастности к исламской политической партии «Хизб ут-Тахрир», признанной в России террористической, но действующей без ограничения на уровне национальных законодательств многих стран мира.

Алим Суфьянов и Сейран Хайрединов. Фото: Крымская солидарность

Яз, умметим!
Поддержи политзаключенных
Мнения
График судебных заседаний