Секретный свидетель не смог объяснить обстоятельства своего знакомства с Нариманом Джелялом
В Верховном суде Крыма стороны допросили секретного свидетеля под псевдонимом «Данилов». Он дал «протокольные» показания обвинению и неточные показания адвокатам, передал защитник Айдер Азаматов.
По ходу допроса, рассказывает адвокат, свидетель слово в слово пересказал протокол. Стороне защиты же он пояснил, что мало помнит из происходивших событий и смог точно назвать лишь 4 даты — 23 августа, когда произошел взрыв газопровода в селе Перевальном 26, 27 августа он якобы был свидетелем того, что Нариман Джелял разговаривал по телефону о некой трубе и что все «хорошо получилось». 4 сентября — день задержания Наримана Джеляла. Все остальные даты мужчина по неизвестным причинам просто не помнит.
«Самое интересное, он сказал, что был свидетелем 3-х и более разговоров в 2021 году между Нариманом и неким Ризой исключительно на крымскотатарском языке», — сообщил адвокат, добавив, что передать содержимое бесед свидетелем суд запретил из-за отсутствия переводчика. Защита же указала, что из-за большого количество диалектов Данилов мог неправильно понять суть диалога.
Кроме того, свидетель затруднился ответить, на каких мероприятиях он познакомился с Нариманом Джелялом, а «неудобные» вопросы, сообщил Азаматов, суд снимал, как раскрывающие личность свидетеля.
«Мы полагаем, что все это вымышлено — свидетель не пояснил точно и конкретно обстоятельства знакомства с Нариманом. Сам он пояснил, что никогда не видел и не знакомился с подобным человеком», — объяснил защитник.
После многократного снятия вопросов защиты коллегии суда был заявлен отвод, но на него поступил отказ
22 апреля состоится следующее судебное заседание с допросом еще одного засекреченного свидетеля. Нариман Джелял и Асан Ахтемов уведомили адвоката, что они простудились в СИЗО и испытывают недомогание на процессах.
3 и 4 сентября в Крыму задержали Эльдара Одаманова, Асана и Азиза Ахтемовых, Шевкета Усеинова и Наримана Джелялова по подозрению в подрыве газопровода в селе Перевальном. Более суток о них ничего не было известно. Десятки человек, в числе которых родственники, журналисты и адвокаты, пришли к зданию ФСБ с требованием дать информацию о похищенных. Более 50 из них были задержаны бойцами ОМОНа, в том числе журналисты «Крымской солидарности» и «Граней.ру» Айдер Кадыров и Нури Абдурашитов, имевшие удостоверение СМИ. Они были доставлены в «Железнодорожный» и «Центральный» отдел полиции, задержанным вменили неповиновение сотрудникам полиции и невыполнение правил поведения при ЧС.
10 сентября адвокату Айдеру Азаматову удалось посетить брата Асана Ахтемова — Азиза. Тот рассказал ему, что силовики избивали Асана, вывозили в лес, угрожали расстрелом, пытали электрическим током в присутствии назначенного адвоката, чтобы добиться признательных показаний. Азаматов публично заявил о защите Асана Ахтемова.
22 сентября Нариману Джелялову ужесточили обвинение, переквалифицировав его в диверсию в составе организованной группы, что наказывается лишением свободы от 12 до 20 лет. Кроме того, его обвиняют в незаконном приобретении, передаче, хранении взрывчатых веществ в составе организованной группы.
8 ноября в ходе следственных действий в Симферополе ФСБ дополнительно обвинила заместителя председателя Меджлиса крымских татар Наримана Джелялова и братьев Ахтемовых в «контрабанде взрывчатых веществ организованной группой через таможенную границу». Данное преступление наказывается сроком от 7 до 12 лет лишения свободы.
Сейчас всем обвиняемым по данному делу вменяют сразу три статьи Уголовного кодекса Российской Федерации. Это статья 222.1 часть четвёртая, статья 226.1 часть третья, статья 281 часть вторая (пункты «а» и «б»)
Меджлис крымскотатарского народа запрещен с 2016 года в Крыму и на территории РФ решением суда как экстремистская организация.