Суды в Симферополе и Севастополе арестовали на 2 месяца задержанных крымскотатарских активистов
Киевский районный суд в Симферополе и Ленинский городской суд в Севастополе арестовали Марлена Мустафаева, Ансара Османова, Аметхана Абдулвапова и Эрнеста Сейтосманова на 2 месяца, сообщили их адвокаты корреспондентам «Крымской солидарности».
Защита просила оставить мужчин под домашним арестом, ссылаясь на положительную характеристику задержанных и отсутствие умысла к побегу. Председательствующий судья Виктор Крапко огласил постановления, согласно которым Марлен Мустафаев и Аметхан Абдулвапов останутся в СИЗО-1 Симферополя до 7 апреля 2022 года.
Обвинение утверждает, что Марлен Мустафаев является членом исламской политической партии «Хизб ут-Тахрир» (Партия освобождения — КС) и наряду с Азаматом Эюповым, Ризой Омеровым и Айдером Джаппаровым «организовал в Белогорске террористическую ячейку».
Мужчина занимается авторемонтом, участвовал в мусульманских похоронных обрядах (подготавливал могилы). Активно посещал суды и помогал семьям политзаключённых. Волонтер «Крымской солидарности». Ранее, в декабре 2017 года Марлену Мустафаеву присудили административный штраф в размере 10 000 рублей за одиночный пикет от 14 октября 2017 года (тогда около 100 крымских татарах всему Крыму вышли на одиночные пикеты).
Абдулвапов проходит по другому делу, как «участник террористической организации» по 2 части статьи 205.5 УК РФ.
Основанием для ареста в СИЗО, по версии следствия и суда, послужила «угроза уничтожения подозреваемыми доказательств», влияния на свидетелей и возможности сбежать, используя украинский паспорт.
В Ленинском городском суде в Севастополе защите отказали в присутствии средств массовой информации и слушателей для открытости судебного процесса, ссылаясь на коронавирусные ограничения. В Киевском районном суде корреспондентов не допустили на заседание по решению судьи Виктора Крапко. В канцелярии письменное ходатайство журналистов приняли, но помощница судьи сообщила по телефону, что к ним документы не поступали.
«Как сказал Эрнест, обыски в его доме проходили на протяжении 7 лет. Если бы он собирался скрываться, то давным-давно это бы сделал», — передал адвокат Алексей Ладин, добавив, что планирует подавать заявление о проведении экспертизы в отношении отпечатков пальцев на книгах, подкинутых Сейтосманову.
Эрнест Сейтосманов — родной брат политзаключённого Энвера Сейтосманова, жителя Севастопольского района, приговоренного к 17 годам строгого режима за причастность к политической исламской партии «Хизб ут-Тахрир», запрещенной в России.
Сегодня в его доме в селе Тыловое провели уже четвёртый по счёту обыск. Позвонить куда-либо или сообщить адвокату об обыске он не успел. В домовладении Сейтосманов проживает один.
Сейтосманов посещал судебные процессы над крымскими татарами в Крыму и в Ростове-на-Дону, помогал семьям политзаключённых в решении социально-бытовых вопросов, принимал участие в общественных инициативах.
Ранее, 23 ноября 2021 года после встречи адвоката Эдема Семедляева сотрудники полиции составили административный протокол на Эрнеста Сейтосманова. Активист отсидел 13 суток административного ареста в ИВС города Симферополя.
Ленинский районный суд Севастополя оставил под арестом Ансара Османова. «Отец пятерых детей, человек, которого я видел чуть ли не на каждом судебном заседании, снимал ролики в поддержку крымских татар мусульман. Пресекают не террористов, а активных людей нашего народа. Следственный комитет на это глаза закрывает», — рассказывает адвокат Эмиль Курбединов.
Сторона защиты настаивала на применении к мужчине четвертой Женевской конвенции и избрании как минимум домашнего ареста, чтобы он мог находиться с семьей, а не в пыточных условиях следственного изолятора.
Суд сослался на предположения ФСБ, объясняет юрист, арестовав мужчину до 6 апреля 2022 года. На время следствия он будет находиться в СИЗО-1.
Курбединов передает, что Ансар Османов все прекрасно понимает: «Вчера я приходил на судебные заседания, сегодня я нахожусь за решеткой». При этом сотрудники ФСБ пытались его обмануть, сообщив, что никто не пришел на его слушание.
Ансар Османов - принимал участие в общественных инициативах и информационных кампаниях в поддержку крымских политзаключенных. Посещал судебные процессы по политически мотивированным делам в Крыму и в Ростове-на-Дону.
Ранее, в октябре 2019 года Ансара Османова задержали вместе с Аметом Сулеймановым («третья Бахчисарайская группа») и активистом Керимовым Али на автомобильной дороге, в районе Керченского моста, по пути из Ростова-на-Дону по возвращению после судебного заседания, где они принимали участие в качестве слушателей по «делу Хизб ут-Тахрир» (Ялтинская группа).
Защита планирует обжаловать данное решение в Севастопольском городском суде в течение 3 дней.
Адвокат не присутствовал на обыске, потому что спецслужбы отключили защитнику мобильную связь. «Таким образом выбивают защитника», — делает вывод юрист.
Ансар Османов и Эрнест Сейтосманов подозреваются ФСБ в организации «севастопольской группы».
Утром 9 февраля в различных районах Крыма прошли массовые обыски в домах крымских татар с привлечением сотрудников ФСБ. В результате были задержаны 4 мужчины — Ансар Османов, Аметхан Абдулвапов, Марлен Мустафаев и Эрнест Сейтосманов. После обыска их всех отвезли в отделения ФСБ Симферополя и Севастополя.
Согласно данным ПЦ «Мемориал», признанного в России иноагентом, данная волна преследований началась 14 февраля 2003 года, когда Верховный Суд РФ, рассмотрев в закрытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Генерального прокурора РФ, признал террористическими 15 исламских организаций и запретил их деятельность на территории РФ. Одной из запрещенных организаций стала «Хизб ут-Тахрир».
В мотивировочной части решения ВС РФ отсутствуют какие-либо данные о террористической деятельности «Хизб ут-Тахрир» — в соответствии с определением терроризма, данным в Уголовном Кодексе РФ и Федеральном Законе РФ «О борьбе с терроризмом» от 03.07.1998, что является очевидным основанием для признания этого решения необоснованным.
Несмотря на то, что организация «Хизб ут-Тахрир» с момента создания (1953 год) не совершила ни одного теракта, в России она признана террористической, а её членов необоснованно судят как террористов.
Правозащитники считают, что антиэкстремистское и антитеррористическое законодательство России последовательно превращается в репрессивный инструмент борьбы с инакомыслием и мирными собраниями.
Всего по данной категории дел в Крыму уже задержаны 85 человек. 40 из них вынесли приговоры на длительные сроки заключения — от 7 до 19 лет лишения свободы.
Фото: Крымская солидарность