Дата публикации: 31/01/2022

Пытки, похищения, давление. Об итогах январской онлайн-встречи «Крымской солидарности»

В онлайн-формате на платформе Zoom координатор «Крымской солидарности» и адвокаты, родственники политзаключенных, а также политики и представители общественных организаций обсудили репрессии прошедшего месяца и прогнозировали события 2022 года.

Координатор «Крымской солидарности» Сервер Чолакчик открыл встречу, рассказав, что речь пойдет о резонансных случаях похищений и пыток, а также о последних новостях в жизни политзаключенных. 

«Мы намерены доказать невиновность Наримана и Асана с Азизом, хотя прекрасно понимаем, какой будет итог этого судилища»

Защитник Николай Полозов взял слово о деле Наримана Джелялова и братьев Ахтемовых. «Можно абсолютно откровенно говорить, что это дело полностью сфабриковано», — выразился адвокат. По его мнению, там применяются те же «технологии», как и в предыдущих уголовных делах по крымским татарам — а именно пытки и секретные свидетели. 

На прошлой неделе в пятницу подсудимым вручили обвинительное судебное заключение, что означает начало предварительного следствия. Рассматривать его будет Верховный суд Республики Крым в закрытом режиме. Полозов опасается, что российский суд будет и заседания по существу проводить в закрытом режиме без каких-либо на то оснований. Он уверен, что это происходит для того, чтобы никто не узнал, какую позицию высказывают обвиняемые, и чтобы за закрытыми дверями чинить беззаконие. 

Сейчас Азиз и Асан Ахтемовы находятся в достаточно тяжелых условиях перелимита в камерах, а Нариман Джелял все еще находится в отдельном спецблоке в двухместной камере, где он пребывает в полной информационной изоляции. «Мы намерены доказать невиновность Наримана и Асана с Азизом, хотя прекрасно понимаем, какой будет итог этого судилища», — заключил адвокат. 

Также юрист добавил, что в рамках основного дела об организации диверсии, силовики уже похищали крымских татар, пытали и отпускали, не добившись желаемого. Сейчас известно о трех таких случаях, у защитника сложилось тревожное впечатление, что сотрудники ФСБ планируют разрабатывать так называемое «крымскотатарское подполье», которые, якобы в интересах службы разведки Украины, собирается проводить деструктивные действия на полуострове. 

«Власти устрашают»

Адвокат Эмиль Курбединов обратил внимание на то, что спецслужбы «активизировались» в плане пыток по отношению к гражданским людям. Его радует, что крымскотатарский народ реагирует на это на местах и пытается придать максимальную огласку незаконным действиям силовиков. 

По мнению юриста, из таких пыточных методов «рождаются» так называемые секретные свидетели, которые выступают в уголовных делах против крымских татар. Защитник убежден, что все из них были завербованы подобным образом. Одного из них Курбединов сумел выявить — это некий Аднан Масри, который участвовал как минимум в 6 разных делах по одной схеме — приглашал подсудимых к себе домой и задавал провокационные вопросы. 

«Непозволительно открывать простому люду свой рот на государя», — описал юрист задержание граждан на мирных собраниях у зданий судов, ИВС и мест обыска. Он уверен, что у государства стоит только одна задача — устрашение. 

Задержание Эдема Семедляева Курбединов назвал отрабатыванием давления на защитников, попыткой установить инструменты для противостояния адвокатскому сообществу.

«За убийство в России столько не дают!»

Три года назад в один день из семьи Фатимы Яниковой забрали сразу 3-х мужчин — ее мужа Фархода Базарова, брата Асана Яникова и брата мужа Алима Каримова — все они стали фигурантами «Второй симферопольской группы». Она указала на огромные сроки, которые уже запросил прокурор, а также на фальсификацию уголовного дела с использованием сомнительных показаний скрытых свидетелей и некомпетентной следственной экспертизы. «Вина наших родных только в том, что они являлись активистами, за что им хотят дать 90 лет. За убийство в России столько не дают!» — выразилась женщина. Фатима призывает правозащитные центры обратить внимание на предстоящий приговор по делу ее мужа и посетить судебные заседания в Ростове-на-Дону. 

«В таком возрасте человек думает о старости в кругу детей и внуков, а оказался в тюремной камере по абсурдным обвинениям в терроризме»

Мужа Лили Шихаметовой арестовали почти год назад. Яшару Шихаметову 51 год, у него много хронических заболеваний, которые усугубились в условиях тюрьмы. «В таком возрасте человек думает о старости в кругу детей и внуков, а оказался в тюремной камере по абсурдным обвинениям в терроризме», — обозначила супруга. 

«Наши сыновья должны знать, что мы их поддерживаем»

4,5 года заключенные находятся вдали от своих семей. Уже прошло 25 слушаний, на которых подсудимые озвучивают свои дополнения к апелляционной жалобе на приговор суда. Мать Тимура Ибрагимова отметила колоссальный труд Эдема Смаилова, который многие заседания представлял свои жалобы. «Наши сыновья должны знать, что мы их поддерживаем», — передает женщина, рассказывая, что старается посещать каждое слушание. 

Сергей Томиленко об освещении журналистами ситуации в Крыму

Председатель национального совета журналистов Сергей Томиленко обратил внимание на необходимость международной поддержки и солидарности с крымскими журналистами. Также он сообщил о проведении в Украине онлайн-курса, на котором информировали о задержании крымскотатарских корреспондентов, так как украинские журналисты не могут приехать в Крым и освещать события так подробно, из-за угрозы преследования со стороны РФ. На нем присутствовало более 1500 журналистов из числа студентов, преподавателей и действующих корреспондентов. 

«Отрицать пытки в Крыму — все равно, что отрицать преступления нацизма в ходе Второй мировой войны» 

Политик и председатель Меджлиса крымских татар, запрещённого на территории России в 2016 году, Рефат Чубаров выразил слова поддержки всем, кто незаконно лишен свобод и преследуется. «Все должны осознавать, что для запугивания народа арестовывают людей, которые являются его основой», — говорит Чубаров, добавляя, что у политзаключенных на свободе остались дети. По его мнению, это делается, чтобы народ пришел в уныние и отчаяние. 

Кроме того, Рефат Чубаров рассказал о принятии Украиной закона по социальной и правовой защите людей, которые преследовались российскими властями. 

Политик высказался и о том, что все вопросы к нему сводятся к одному — «Когда освобождение?». Рефат Чубаров с сожалением заметил, что это зависит не только от стороны государства Украины. Сейчас крымскотатарские политики работают с представителями других государств. 

Адвокат Николай Полозов закончил встречу прогнозами на 2022 год. К его сожалению, негативные тенденции усиливаются — теперь людям фактически запрещено собираться возле судов, а любой выход на улицу для поддержки политзаключенных — это потенциальный арест или штраф. В таких условиях он считает важным поддерживать горизонтальные связи между людьми: «Важно понимать, что давление будет усиливаться. Не нужно просыпаться с мыслью, что завтра станет лучше, к этому надо быть готовыми. Это давление должно сделать людей сильнее». Эмиль Курбединов поддержал слова своего коллеги.

Яз, умметим!
Поддержи политзаключенных
Мнения
График судебных заседаний