Дата публикации: 27/01/2022

«Интерпретация не основана на реальности». Эксперт об аудиозаписях по делу Хизб ут-Тахрир

В Южном окружном военном суде по делу «второй Симферопольской группы» Хизб ут-Тахрир в подгруппе Акима Бекирова, Сейтвели Сейтабдиева, Рустема Сейтхалилова, Эскендера Сулейманова и Асана Яникова допросили специалистов стороны защиты — лингвиста Игоря Жаркова и религиоведа Веронику Константинову. Ранее, по запросу адвоката Сияра Панича, они сделали заключение и исчерпывающие выводы об экспертизах следствия, однозначно указав, что в разговорах подсудимых не было призывов к насилию.

Эксперт Жарков перед допросом пояснил, что у него «почти 15-летний экспертный опыт заключений и экспертиз, за это время им подготовлено свыше 800 заключений, в том числе, по делам террористической направленности». В частности, при его участии по заказу Роскомнадзора были подготовлены методические рекомендации, они введены в практику и сейчас используются.

В разговорах подсудимых нет упоминания видов деятельности, характерной для террористических организаций, заключает специалист. Прозвучавшее на аудиозаписи понятие «шахид» недопустимо считать лексикой терроризма, «поскольку в Исламе этот термин применяется достаточно широко и может обозначать верующих, защищавших свою семью, честь и принявших смерть», — сказал он.

Эксперт считает, что признаков призыва к насилию в аудиозаписях нет. «Такая интерпретация не основана на реальности. С таким успехом, можно любое произведение искусства 17-18 века, воспевающее например, русское войско или оружие, можно считать признаком возбуждения вражды. Надо отметить, что без участия психолога такая методика вообще не могла быть применена», — высказался специалист.

Константинова подтверждает выводы коллеги, указывая, что в разговорах присутствуют «беседы на бытовые темы, обсуждение идейной деградации США и других сверхдержав, воспитания детей, и даже кулинарные вопросы». 

Рассмотрение продолжится 2 февраля — защита далее будет изучать свои доказательства.

27 марта 2019 года в Крыму проходили самые массовые обыски в домах крымских мусульман за последние десятилетия. Следственные действия проводили в Каменке, Строгановке, Белом – это поселки, в которых преимущественно живут крымские татары. На местах работали сотрудники ФСБ, ОМОНА, Росгвардии, полиции, ДПС.    

 

25 крымскотатарских общественных активистов — Руслан Сулейманов, Алим Каримов, Рустем Шейхалиев, Меджит Абдурахманов, Яшар Муединов, Билял Адилов, Джемиль Гафаров, Риза Изетов, Иззет Абдуллаев, Асан Яников, Шабан Умеров, Тофик Абдулгазиев, Сейтвели Сейтабдиев, Рустем Сейтхалилов, Аким Бекиров, Фарход Базаров, Сервет Газиев, Сейран Муртаза, Эрфан Османов, Осман Арифмеметов, Ремзи Бекиров, Эскендер Сулейманов, Энвер Аметов, Владлен Абдулкадыров и Раим Айвазов — обвиняются в причастности к исламской политической партии «Хизб ут-Тахрир», признанной в России террористической, но действующей без ограничения на уровне национальных законодательств многих стран мира. Большинство арестованных являются участниками правозащитного объединения «Крымская солидарность». Умеров, Бекиров, Изетов и Айвазов обвиняются по ч. 1 ст. 205.5 УК РФ («Организация деятельности террористической организации», до пожизненного лишения свободы). Остальные по ч. 2 ст. 205.5 УК РФ («Участие в деятельности террористической организации», до 20 лет лишения свободы). Всем фигурантам дела было также предъявлено обвинение по ч. 1 ст. 30 и ст. 278 УК РФ («Приготовление к насильственному захвату власти», до 10 лет лишения свободы).

Сейтвели Сейтабдиев и адвокат Ислям Велиляев. Фото: Крымская солидарность

Яз, умметим!
Поддержи политзаключенных
Мнения
График судебных заседаний