«Все, что можно, они нарушили». Адвокат о медицинской помощи политзаключенному Джемилю Гафарову
Адвокат Рифат Яхин рассказал о посещении своего доверителя Джемиля Гафарова, проходящего обвиняемым по самому массовому делу Хизб ут-Тахрир в составе «второй Симферопольской группы». Пожилому мужчине с инвалидностью по-прежнему не оказывается медицинская помощь, все его жалобы игнорируются, защитник обратился с письмом в ГУФСИН.
Джемиль Гафаров сейчас по-прежнему находится в СИЗО-5 Ростова-на-Дону. 24 января он рассказал адвокату, что его состояние стабильно ухудшается — мужчина жалуется: ему все тяжелее даются судебные заседания и после них требуется больше времени на отдых.
В связи с этим, защитник Рифат Яхин попросил суд не назначать слушания каждый день, а давать подсудимому перерыв, с учетом его состояния здоровья.
По-прежнему, передает Гафаров, ему не оказывается медицинская помощь ни в каком виде, а любые его письменные обращения о плановом осмотре, обеспечении лекарствами, остаются незамеченными.
В ноябре 2021 года защита смогла добиться у медсанчасти взять анализы Гафарова. С тех пор ему так и не представлены их результаты, несмотря на многократные обращения. Более того, начальница медсанчасти №3, как рассказывает юрист, пообещала Гафарову передать ему результаты анализов при посещении, но не сделала этого. Однако же при посещении врача 20 января, она накричала на Гафарова, заявив, что у нее и так хватает дел: «Ты достал, Гафаров! Мне не до тебя, у меня тяжелобольной, мне некогда тобой заниматься, у тебя все нормально!», — передал ее слова подсудимый.
Беря все это во внимание, Рифат Яхин написал очередное требование оказать срочную медицинскую помощь в приемную ГУФСИН Ростовской области. Кроме того, он потребовал предоставить результаты анализов, ведь отказ сделать это медучреждением является прямым нарушением Федерального закона «Об охране здоровья».
«В общем-то, этот закон нарушается там полностью. Все статьи и обязанности медицинского учреждения нарушается. Все, что можно, они нарушили», — заключил защитник.
59-летний Джемиль Гафаров с 27 марта 2019 года находится в СИЗО по подозрению в терроризме. Ему вменяют участие в партии «Хизб ут-Тахрир», запрещенной в России, но не в Украине. Гафаров — инвалид второй группы, и его содержание в изоляторе сопряжено с риском для жизни. Гафарову грозит от 10 до 20 лет лишения свободы.
Еще до заключения под стражу Гафаров имел третью группу инвалидности, хроническую почечную недостаточность четвертой степени и связанные с этим болезни сердца. Адвокат Рифат Яхин утверждает, что его содержание в изоляторе представляет угрозу жизни. В последний раз Гафаров говорил, что опасается не провести и полугода в СИЗО — он подозревает, что его почки уже нуждаются в диализе (процесс искусственного выведения продуктов жизнедеятельности и избыточной жидкости из организма. Этот процесс необходим тогда, когда почки не в состоянии выполнять свою функцию).
27 марта 2019 года в Крыму проходили самые массовые обыски в домах крымских мусульман за последние десятилетия. Следственные действия проводили в Каменке, Строгановке, Белом – это поселки, в которых преимущественно живут крымские татары. На местах работали сотрудники ФСБ, ОМОНА, Росгвардии, полиции, ДПС.
25 крымскотатарских общественных активистов — Руслан Сулейманов, Алим Каримов, Рустем Шейхалиев, Меджит Абдурахманов, Яшар Муединов, Билял Адилов, Джемиль Гафаров, Риза Изетов, Иззет Абдуллаев, Асан Яников, Шабан Умеров, Тофик Абдулгазиев, Сейтвели Сейтабдиев, Рустем Сейтхалилов, Аким Бекиров, Фарход Базаров, Сервет Газиев, Сейран Муртаза, Эрфан Османов, Осман Арифмеметов, Ремзи Бекиров, Эскендер Сулейманов, Энвер Аметов, Владлен Абдулкадыров и Раим Айвазов — обвиняются в причастности к исламской политической партии «Хизб ут-Тахрир», признанной в России террористической, но действующей без ограничения на уровне национальных законодательств многих стран мира. Большинство арестованных являются участниками правозащитного объединения «Крымская солидарность». Умеров, Бекиров, Изетов и Айвазов обвиняются по ч. 1 ст. 205.5 УК РФ («Организация деятельности террористической организации», до пожизненного лишения свободы). Остальные по ч. 2 ст. 205.5 УК РФ («Участие в деятельности террористической организации», до 20 лет лишения свободы). Всем фигурантам дела было также предъявлено обвинение по ч. 1 ст. 30 и ст. 278 УК РФ («Приготовление к насильственному захвату власти», до 10 лет лишения свободы).