Обвинение просит суммарно 66 лет лишения свободы крымским татарам «третьей Бахчисарайской группы»
В Южном окружном военном суде в ходе судебных прений прокурор огласил сроки четырем крымским татарам, арестованным за связи с исламской политической партией «Хизб ут-Тахрир» («Партия освобождения» — КС), запрещённой в России, но публичной в Украине и в Крыму до 2014 года. Обвинение запросило 16 лет Рустему Сеитмеметову, 20 лет Сейтумеру Сейтумерову, 17 лет Осману Сейтумерову и 13 лет Амету Сулейманову.
Государственный обвинитель на стадии прений сторон выступил с ходатайством о признании подсудимых виновными по статье 205.5 УК РФ («Организация и участие в деятельности террористической организации») и попросил суд избрать им меру пресечения в виде лишения свободы. Сейтумеру Сейтумерову сроком на 20 лет в колонии строгого режима, 3 из них в тюрьме и еще 2 года ограничения свободы передвижения после освобождения. Осману Сейтумерову 17 лет в колонии, 2 года и 6 месяцев в тюрьме, 1 год и 6 месяцев ограничения свободы передвижения. Рустему Сеитмеметову 16 лет в колонии, 2 года и 6 месяцев тюрьмы, 1 год ограничения свободы передвижения. Амету Сулейманову 13 лет колонии, их них 2 года и 6 месяцев в тюрьме и 1 год ограничения свободы передвижения.
Отдельно стоит отметить, что Амет Сулейманов сейчас единственный из фигурантов этого дела, кто находится под домашним арестом из-за состояния здоровья. Из-за проблем с сердцем обвиняемый нуждается в регулярном посещении врача и испытывает серьезные проблемы даже на воле.
Супруга Амета Сулейманова высказалась по поводу озвученного ходатайства обвинения: «Я возмущена тем, что за разговоры в мечети об исламе нашим близким запросили 66 лет тюремного заключения. Что такого они сделали? Где, как не в мечети обсуждать ислам? Мы — мусульмане и вся наша жизнь строится на том, что мы живем по нему. За разговор о судном дне дают 66 лет тюремного заключения? Я расцениваю это, как притеснение всего нашего народа! Это еще 66 лет всему крымскотатарскому народу!»
«Морально я была подготовлена, но честно вам скажу, достаточно сложно слышать, когда государственный обвинитель требует такие сроки людям, которые просто реализовали свое право на вероисповедание. Такие сроки тюремного заключения и содержание в колонии строгого режима при наличии у этих людей малолетних детей. Я считаю, что это очень суровая санкция. Тем более сторона защиты совершенно не признает своей вины», — высказала отношение к обвинительному заключению адвокат Эмине Авамилева.
Помимо этого, подсудимым была продлена мера пресечения на 1 месяц. Защита высказалась по данному поводу, просив суд отказать в удовлетворении ходатайства из-за его исключительно предположительного характера. Адвокаты обращали внимание и на медицинские документы подсудимых, подтверждающие ряд хронических заболеваний не только у Сулейманова, но и у Османа Сейтумерова.
В основном прокурор опирался на показания тайных свидетелей, оперативников ФСБ и заключения экспертов по прослушкам якобы «конспиративных собраний» обвиняемых. При этом защита неоднократно указывала стороне обвинения и суду на наличие противоречий, недостоверностей и сомнительности во всех пунктах доказательств.
11 марта 2020 года в Бахчисарае прошли обыски сразу в нескольких домах крымских татар: Энвера Мустафаева, Амета Сулейманова, братьев Сейтумера и Османа Сейтумеровых, их дяди Рустема Сеитмеметова. Также обыск был проведён в доме экс-активиста «Крымской солидарности» Сейтумера Сейтумерова, который несколько лет назад вынужденно покинул Крым.
Всем задержанным вменяется членство в организации «Хизб ут-Тахрир», которая в России запрещена с 2003 года. На территории Украины и большинства стран мира организация действует без ограничений на уровне национальных законодательств. Трое из обвиняемых — Рустем Сейтмеметов, братья Осман и Сейтумер Сейтумеровы до 19 ноября 2020 года находились в следственном изоляторе Симферополя, но после были конвоированы в изолятор Ростова-на-Дону.
Четвёртый фигурант дела — Амет Сулейманов содержится под домашним арестом в Бахчисарае. В 2007 году после обследования в стационаре больницы города Бахчисарай ему был поставлен диагноз: артериальная недостаточность и митральная недостаточность. Была дана рекомендация о замене сердечного клапана. Он ежегодно проходил курс терапии и лечения в больнице имени Семашко города Симферополя в отделении ревматологии.
Согласно материалам дела, обвиняемые не имели оружия, взрывчатки, боеприпасов, не планировали совершать террористический акт и не призывали других к осуществлению террористических действий. Материалы дела содержат аудиозаписи с дискуссиями на религиозные и политические темы в мечетях Бахчисарая.
Фото: Крымская солидарность. Заседание от 20 октября в Южном окружном военном суде.