Дата публикации: 18/10/2021

«Следствие и суды деградировали». Как количество дел из Крыма отразилось на работе военного суда

С каждым проведенным обыском с задержаниями в Крыму растет количество уголовных дел против крымских татар, в которых ФСБ России обвиняет в терроризме. Несмотря на то, что все они - гражданские лица, судят их военные суды. В России всего несколько таких судов и дела рассматриваются длительное время. В Крыму подобных судов нет и поэтому людей по подсудности вывозят за пределы полуострова. Постановлением пленума Верховного суда Российской федерации территория Крыма отнесена к юрисдикции Северо-Кавказского окружного военного суда, который позже был переименован в Южный окружной военный суд. Крымские дела в этом суде «соседствуют» с Республиками Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Северная Осетия – Алания, Чеченской Республикой, Кабардино-Балкарской Республикой, Карачаево-Черкесской Республикой, Краснодарским краем, Ставропольским краем, Астраханской областью, Волгоградской областью, Ростовской областью.

Кроме этого, после того, как Российская Федерация взяла Крым под свой контроль в 2014 году, местные суды прекратили все текущие производства по украинскому законодательству. Крымских татар и украинцев вывозят против их воли из Крыма, при этом они, как правило, проходят через достаточно сложные и унижающие человеческое достоинство этапы.

Адвокаты заявляют о Женевской конвенции (IV) и считают, что такие действия РФ можно квалифицировать как военное преступление и преступление против человечности согласно Римскому статуту Международного уголовного суда.

После предварительного расследования в Крыму всех политических заключённых по этой категории дел этапируют в Ростов-на-Дону, где их дела рассматривает Южный окружной военный суд. На данный момент в его производство вовлечены 15 уголовных дел, по которым проходят 42 мусульманина. Адвокаты Эмиль Курбединов и Эдем Семедляев рассказали, как стороны и суд справляются с таким объемом процессов.

Эдем Семедляев рассказал, что из-за огромного количества уголовных дел, в которые он вовлечен в качестве защитника, происходят «накладки». Иногда суд идет навстречу и откладывает слушание, но бывает отказывается, аргументируя это большей значимостью одного из процессов. Сейчас защитники делятся на несколько групп, когда один адвокат отправляется на заседание, а его коллега выступает защитником в другом. «Всегда у суда одна отговорка — каждый адвокат должен брать то количество дел, которое может нести. В законе это количество не указано», — обращает внимание юрист.

Помимо этого, защитники участвуют в процессах по апелляционным жалобам и административным делам в Крыму.

Семедляев добавил, что проблемы возникают и у судей с прокурорами. В таком случае слушания срываются или в рассмотрении участвуют обвинители, которые не владеют материалом уголовного дела.

Адвокат Эмиль Курбединов вопрос о том, как юристы справляются с непрерывно возрастающей нагрузкой назвал риторическим.

Подробнее же он выразился о реакции и поведении суда в сложившихся условиях: «Катастрофически упало качество и без того хромающего рассмотрения дел. Следствие и суды практически деградировали и идут на грубейшие нарушения прав и свобод, лишь бы быстрее рассмотреть дела». Адвокат приводит в пример обвинение, которое игнорирует или фальсифицирует доказательства, а также суд, который лишает защиту возможности задавать вопросы свидетелям, удаляет подсудимых из зала.

Также защитники высказались по поводу действий судебных приставов. По мнению Эдема Семедляева, им «на помощь» пришли ограничения из-за COVID-19, в связи с которыми сотрудники могут пускать в залы минимальное количество человек, несмотря на то, что из Крыма часто приезжает несколько автобусов слушателей, желающих поддержать родственников и соотечественников. Эмиль Курбединов солидарен с коллегой и выразил суждение, что агрессивность приставов только увеличивается. По его словам, они пытаются как можно чаще составлять административные протоколы по необоснованным причинам на представителей общественности. «Безусловно, это усложняет нашу работу, но большой отпечаток оставляет и на государственной машине, начиная от следствия и суда, заканчивая судебными приставами». Редкие случаи человеческого отношения они считают исключением из общей картины российского правосудия.

На письменные запросы украинских правозащитников суд отказал в элементарном – организовать видеотрансляцию судебного заседания, чтобы не нарушать основополагающий принцип гласности. Глава Центра гражданских свобод Александра Матвийчук и исполнительный директор Украинского Хельсинкского союза по правам человека Александр Павличенко обращались к председателю Южного окружного военного суда с заявлением

«Техническая возможность видеотрансляции хода судебного процесса в служебных помещениях суда отсутствует, в том числе и по указанным в Вашем обращении уголовным делам», - сообщается в ответе зампредседателя суда Максима Ивченко

Сейчас в уголовных делах «Хизб ут-Тахрир» по обвинению в статье 205.5 УК РФ на стадии судебного разбирательства находятся Исмет Ибрагимов, Эмиль Зиядинов, Ремзи Бекиров, Риза Изетов, Шабан Умеров, Раим Айвазов, Фарход Базаров, Энвер Аметов, Осман Арифмеметов, Яшар Муединов, Руслан Сулейманов, Рустем Шейхалиев, Тофик Абдулгазиев, Владлен Абдулкадыров, Иззет Абдуллаев, Меджит Абдурахманов, Билял Адилов, Сервет Газиев, Джемиль Гафаров, Алим Каримов, Сейран Муртаза, Эрфан Османов, Аким Бекиров, Сейтвели Сейтабдиев, Рустем Сейтхалилов, Эскендер Сулейманов, Асан Яников, Олег Фёдоров, Эрнест Ибрагимов, Тимур Ялкабов, Ленур Сейдаметов, Вадим Бектемиров, Азамат Эюпов, Осман Сейтумеров, Сейтумер Сейтумеров, Амет Сулейманов, Рустем Сейтмеметов, Александр Сизиков, Сейран Хайрединов, Алим Суфьянов, Яшар Шихаметов, Зекирья Муратов.

Эдем Семедляев. Фото:Крымская солидарность

Яз, умметим!
Поддержи политзаключенных
Мнения
График судебных заседаний