Годовщина ареста первой симферопольской группы. 5 лет за решеткой


12 октября 2016 года в Крыму после массовых обысков были задержаны пятеро крымских татар мусульман — Теймур Абдуллаев, Узеир Абдуллаев, Эмиль Джемаденов, Рустем Исмаилов и Айдер Салединов. Их обвинили в терроризме и в причастности к запрещенной в РФ организации «Хизб ут-Тахрир».
18 июня 2019 года военный суд в составе председательствующего А. В. Колесника, судей И. В. Костина и Э. В. Коробенко вынес обвинительный приговор и признал всех виновными в организации и участии в деятельности террористической организации (часть 1 и 2 статьи 205.5 Уголовного кодекса РФ). Мужчины получили сроки заключения от 12 до 17 лет.
24 декабря 2019 года Верховный суд РФ в апелляции смягчил приговор по делу «Первой Симферопольской группы Хизб ут-Тахрир» на полгода каждому обвиняемому. Теймур Абдуллаев приговорен к 16 с половиной годам заключения, Узеир Абдуллаев – к 12 с половиной годам, Рустем Исмаилов – к 13 с половиной, Эмиль Джемаденов и Айдер Салединов – к 11 с половиной годам колонии строгого режима.
Сейчас осужденные отбывают наказание в исправительных колониях Башкортостана, но давление на них не прекратилось. Часто они помещаются в тяжелые условия штрафных изоляторов, а недавно некоторые из них безосновательно были поставлены на учет, как склонные к терроризму, экстремизму и нападению на сотрудников ФСИН. Мы связались с родственниками и адвокатами политзаключенных, чтобы узнать о их нынешнем состоянии. Насколько нам известно, сейчас ни один из них не пребывает в ШИЗО.
Узеир Абдуллаев, находящийся в ИК-16 Салавата, связывался со своей женой Ферой Абдуллаевой неделю назад. На последний момент разговора Абдуллаев сообщил, что содержится в общем бараке.
Мужчина оказался в числе зеков, которых поставили на профучет за распространение экстремизма, склонность к побегу и к нападениям на сотрудников колонии. Узеир собирается обжаловать это решение. Пока данное положение никак не сказалось на отбывании срока, но он опасается, что его могут отправить обратно в ШИЗО из-за подобных нарушений. «Это делается, чтобы сделать условия содержания невыносимыми», — отмечает супруга.
По словам Феры, у Абдуллаева удовлетворительное состояние здоровья, острого беспокойства нет. Отдельно супруга указала, что заключенных вынуждают вакцинироваться от коронавируса угрозой запрета свиданий с родственниками.
Адвокат Рустем Кямилев поделился подробностями состояния Рустема Исмаилова. После приговора юрист посещал его в ИК-2 Салавата в августе 2021 года. Осужденный вышел из ШИЗО за несколько дней до визита защитника. Кямилев сообщил, что как и у Теймура Абдуллаева, у Исмаилова в штрафном изоляторе повышается артериальное давление, но серьезных жалоб он не имеет. В октябре юрист планирует повторно встретиться с подзащитным.
Около 10 октября с политзаключенным связывалась супруга Фатма. Она называет состояние здоровья мужа удовлетворительным. но из-за частого сна на так называемых нарах у него начались проблемы с позвоночником, периодически он испытывает боли, а в августе у него было защемление нерва. Необходимые ему лекарства для укола пришлось приобретать адвокатам по просьбе лечащего врача медсанчасти.
Эмиль Джемаденов ранее находился в ШИЗО в общей сложности 161 день, из-за чего у него застудился шейный нерв. Это повлекло за собой паралич левой руки. На длительном свидании с супругой Лианой Беляловой он не мог поднять ее вверх.
По информации жены на 8 октября, Джемаденов находится в общем бараке на 8 человек. Она рассказала, что в отряде у них участились проверки или иначе «шмоны». В ходе одного из таких мероприятий у политзека изъяли все вещи, которые родственники отправили ему на зиму.
Также мужчина поставлен на профучет и опасается усиления давления после этого.
После длительной информационной кампании в поддержку Теймура Абдуллаева спустя более года он был переведен из штрафного изолятора в СУС, который его супруга Алиме Абдуллаева назвала «тюрьмой в тюрьме». В отдельной части тюрьмы содержится барак на 15 человек, за которыми регулярно ведется слежка.
Некоторое время назад Абдуллаев связывался с женой по телефону, сейчас он находится в СУСе, но угроза помещения его обратно в ШИЗО не исчезла, периодически его отправляют туда на несколько дней. «В бараке он можно сказать вообще не находился», — заключила Алиме, добавив, что у Теймура подорвано здоровье из-за постоянного содержания в штрафном изоляторе.
Айдер Салединов пожаловался своей жене Гузаль Сулейман-заде на зубную боль. Осужденный тоже отбывает наказание в общем бараке, имеет возможность звонить супруге примерно раз в месяц, так же, как и Абдуллаев, периодически помещается в ШИЗО.
Фото: Крымская солидарность