4 года назад арестовали «вторую Бахчисарайскую группу» Хизб ут-Тахрир. Что известно сегодня?


11 октября 2017 года в Бахчисарае у шестерых крымских татар: Сейрана Салиева, Марлена Асанова, Тимура Ибрагимова, Сервера Зекерьяева, Мемета Белялова и Эрнеса Аметова прошли обыски в домах, после чего они были арестованы по делу «Хизб ут-Тахрир». 16 сентября 2020 года в Южном окружном военном суде в Ростове-на-Дону крымских мусульман приговорили к срокам от 13 до 19 лет лишения свободы. Эрнеса Аметова оправдали и освободили в зале суда. Мы пообщались с родственниками и адвокатами политзаключенных.
Сейран Салиев, как и все остальные участники дела, сейчас содержится в СИЗО-3 Новочеркасска, условия которого подсудимые называют одними из ужаснейших. Судебный процесс находится на стадии апелляции, Сейран изучает материалы дела вместе с защитой. Дата апелляции пока не назначена, адвокат Сияр Панич передает слова суда, что слушание состоится до конца этого года.
Жена политзека Мумине Салиева упомянула, что не могла выйти на связь с мужем 7 месяцев, что он находился в спецблоке после этапа в Новочеркасск. Сейчас они выходят на связь примерно раз в месяц через письма и «Зонателеком». «Его дух борьбы не притупился за эти годы, он не адаптировался к застенкам тюрем. Ни приговор, ни ожидания апелляции не прививают в нем мысль, что он будет долгие годы сидеть в тюрьме», — говорит супруга о Сейране Салиеве.
Супруга Марлена Асанова — Айше, рассказала, что не видела мужа с момента приговора 16 сентября 2020 года. Теперь они общаются посредством писем и звонков через «Зонателеком» из-за пандемии коронавируса.
Женщина поделилась, что Марлен после перевода в СИЗО-3 Новочеркасска находился под постоянным видеонаблюдением в камере около полугода. Затем его перевели из спецблока из-за ремонта. По ее словам, супруг перенес в легкой форме простуду.
Одним из немногих досугов политзаключенного является прогулка. Подсудимых выводят в небольшой двор, огражденный стенами и шифером. В солнечные дни мужчина греется под открытым участком неба. Также он получает письма от неравнодушных людей по всему миру.
Юрист Эдем Семедляев сообщил нам, что посещал Мемета Белялова. Мужчина, как и все остальные участники группы, ожидает рассмотрения апелляционной жалобы в военном суде. Ознакомление с материалами дела, указывает защитник, длилось почти год после приговора Южного окружного военного суда.
Отдельно адвокат отметил условия содержания в СИЗО-3 Новочеркасска. Подсудимые жалуются на антисанитарию, блох, крыс, полное отключение воды на несколько дней. «Состояние здоровья ухудшается из-за долгого нахождения в нечеловеческих условиях без нормального питания, несмотря на то, что Мемет — молодой парень», — отмечает Семедляев появляющиеся проблемы подсудимого со зрением, зубами и желудком.
Его супруга Эдие Белялова тоже не может получить разрешение на свидание уже около года. Она обратила внимание на то, как сложно воспитывать сына без отца, и о том, что Мемет получает письма с разных уголков мира.
Алексей Ладин поделился, что защитники ознакомились с материалами уголовного дела для подготовки к предстоящей апелляции. Однако он обратил внимание, что Сервера Зекирьяева и остальных подсудимых редко вывозили из СИЗО для подробного изучения различных документов и файлов. Накануне судья ограничил время их ознакомления, посчитав, что подсудимые затягивают процесс. Защита уже подала жалобу на это решение, есть вероятность, что рассмотрят ее уже вместе с основной апелляцией. «Объем информации очень большой, нарушений очень много», — высказался юрист.
Состояние здоровья Зекирьяева удовлетворительное, недавно он перенес болезнь с повышением температуры, но сейчас выздоровел и ждет апелляции, сообщила его супруга Зарема Зекирьяева.
Диляра Ибрагимова, жена подсудимого Тимура Ибрагимова, подробно рассказала о состоянии здоровья мужа. По ее словам, во время ознакомления с материалами дела в августе Ибрагимов заболел. Мужчина просил у медсанчасти тест на коронавирус, но ему отказали в этом. Позже был сделан рентген, на который обратил внимание врач, поинтересовавшись о том, не было ли у Тимура заболевания легких из-за обнаруженных пятен на снимке.
Позже к этому прибавилась сильная чесотка. Как выяснилось в медсанчасти, в СИЗО-3 у Ибрагимова завелись подкожные клещи, которые могут быть заразными, в том числе для сокамерников.
Помимо этого, Ибрагимов поделился, что к ним отправляют заключенных с психическими расстройствами. Некоторые из них предпринимали попытки суицида, пытаясь повеситься или порезать вены, находясь в камере. Из-за отсутствия врачей зеки сами пробовали оказать им помощь.
Супруга посетовала на отсутствие свиданий, которые не разрешают под предлогом пандемии коронавируса даже при наличии отрицательного ПЦР-теста. Кроме того, она передала адвокатам жалобы мужа на то, что в изоляторе периодически полностью выключают всю воду, а также на сотрудников учреждения, которые громко включают радио в течение всего дня.
Эрнес Аметов был единственным фигурантом, которого оправдали и отпустили из зала суда во время приговора. Сейчас он находится в безопасности вместе со своей семьей, прокурор подал представление для оспаривания данного решения, адвокат Айдер Азаматов будет возражать ему.