Дата публикации: 27/07/2021

Адвокаты Эдем Семедляев и Рустем Кямилев посетили крымских политзаключенных в Башкортостане

26 июля адвокаты Рустем Кямилев и Эдем Семедляев приехали с визитом в исправительную колонию в Салавате, где на данный момент отбывают наказание крымскотатарские политзаключенные по делам «Хизб ут-Тахрир». Рустем Кямилев кратко рассказал о нынешних условиях пребывания узников в российской тюрьме. Защитникам удалось встретиться с Абдуллаевым Теймуром, Инвером Бекировым, Муслимом Алиевым, Айдером Салединовым, Рустемом Исмаиловым и Вадимом Сируком.

В первую очередь защитнику удалось встретиться с Теймуром Абдуллаевым. Они вместе подписали доверенности и некоторые другие документы для обращения в ЕСПЧ, так как его дело уже прошло стадию апелляции. Мужчина сейчас содержится в отряде со строгими условиями содержания вместе с Муслимом Алиевым. Там ужесточены дисциплинарные требования, а на заключенных налагается больше ограничений. Остальные политузники, с которыми беседовали адвокаты, находятся в обычных отрядах.

Айдер Салединов и Рустем Исмаилов рассказали Рустему Кямилеву, что находились в штрафном изоляторе до 24 июля и вышли из него за пару дней до визита защитников. Попасть в ШИЗО, отмечает адвокат, можно за малейшее нарушение. Часто предлогом служит незастегнутая тюремная роба. К примеру, не единожды сотрудники колонии «ловили» заключенных с незастегнутой одеждой на выходе из туалета, делая дисциплинарное взыскание с последующим помещением в штрафной изолятор.

В подобных условиях у узников ухудшается здоровье. В частности Рустем Исмаилов жалуется на давление из-за которого ему постоянно приходилось принимать таблетки, находясь в карцере. Теймур Абдуллаев вовсе стал гипертоником за длительное нахождение в ШИЗО больше года, теперь он вынужден поддерживать курс приема лекарств. Айдер Салединов тоже лечится препаратами, которые помимо прочего вызывают у него побочные эффекты на коже.

Вадим Сирук сообщил об обнаружении у него камня в почках, который его беспокоит. Ему необходимо либо оперативное вмешательство, которое невозможно в условиях колонии, либо дорогостоящие сильные препараты для растворения его в организме. 

Энвер Бекиров перенес микроинсульт за несколько дней до приезда юристов. Он потерял память об этом и о случившемся ему сообщили врачи в медсанчасти. Но вместо лечения он может снова отправиться в ШИЗО по решению комиссии, которая состоится в ближайшее время. 

С каждым осужденным юристы пообщались около 20-30 минут. Заключенные интересовались событиями в Украине и политической обстановкой, Кямилев поделился с ними новостью о принятии закона о коренных народах, принятом в Украине 23 июля. Он предусматривает установление правовых гарантий на полное владение всеми правами человека и основными свободами лиц, которых относят к коренным народам Украины.

Крымские татары были осуждены по обвинению в терроризме и участию в запрещенной на территории РФ исламской политической партии «Хизб ут-Тахрир» на длительные сроки до 20 лет. До 2014 года 

По мнению адвокатов, которые работают с данной категорий дел, на протяжении всего следствия не представлено ни единого доказательства вины и причастности подсудимых к террористическим актам или насилию. В основу обвинительного приговора легли показания «секретного свидетеля» и выводы религиоведческой экспертизы. Примечательно,  что религиоведческая экспертиза выполнена экспертами в области культурологии и филологии, не имеющих глубоких познаний в религии, в частности, в Исламе.

Согласно материалам дела, осужденные не имели оружия, взрывчатки, боеприпасов, не планировали совершать террористический акт и не призывали других к осуществлению террористических действий. Отсутствуют какие-либо доказательства свидетельствующие о попытке свержения конституционного строя Российской Федерации и захвата власти. Материалы дела содержат аудиозаписи, на которых зафиксировано, что осужденные вели дискуссии на религиозные и политические темы. Что фактически и явилось единственным доказательством совершения ими преступления террористического характера.

На сегодня в Крыму по подобным обвинениям арестовано, находится под следствием и осуждено уже около 80 человек. Количество людей, которых приговаривают к десятилетиям заключения, при том, что даже по версии следствия они не совершали, не готовили и не планировали никаких террористических актов растет.

По мнению правозащитного центра «Мемориал»,  который более 15 лет наблюдает за различными формами давления на мусульман в России, а после 2014 года и в Крыму, «государственная пропаганда использует и усугубляет бытовую исламофобию, сращивает ислам и терроризм в сознании обывателя. Гражданский контроль за такого рода преследованиями минимален, спецслужбы получают возможность многократно завышать показатели раскрываемости террористических преступлений (собственную полезность), манипулируют представлениями о террористической угрозе, подменяют реальную антитеррористическую борьбу имитационной. После появления ст. 205.5 в УК РФ «раскрытие» серийных дел о членстве в ХТ предельно упростилось, для достижения «высоких результатов» (десятки осуждённых) требуются минимальные усилия. В то же время, в последние годы именно антитеррористическими соображениями объясняется принятие законов, ограничивающих конституционные права граждан. Таким образом, антитеррористические имитации работают на упрочение субъектами власти властных полномочий.

Данная волна преследований в России началась 14 февраля 2003 года, когда Верховный Суд, рассмотрев в закрытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Генерального прокурора РФ, признал террористическими 15 исламских организаций и запретил их деятельность на территории РФ. Одной из запрещенных организаций стала «Хизб ут-Тахрир». В мотивировочной части решения ВС РФ отсутствуют какие-либо данные о террористической деятельности «Хизб ут-Тахрир» - в соответствии с определением терроризма, данным в Уголовном Кодексе РФ и Федеральном Законе РФ «О борьбе с терроризмом» от 03.07.1998, что является очевидным основанием для признания этого решения необоснованным. Несмотря на то, что организация «Хизб ут-Тахрир» с момента создания (1953 год) не совершила ни одного теракта, в России она признана террористической, а её членов необоснованно судят как террористов.

Фото: адвокат Рустем Кямилев

Яз, умметим!
Поддержи политзаключенных
Мнения
График судебных заседаний