Дата публикации: 29/06/2021

«Не правосудие, а обвинение». Суд допросил тайного свидетеля по делу Османа Арифмеметова

В Южном окружном военном суде в Ростове-на-Дону сторона обвинения задала свои вопросы засекреченному свидетелю Рамазанову в рамках дела «второй Симферопольской группы» Хизб ут-Тахрир в подгруппе Энвера Аметова, Османа Арифмеметова, Яшара Муединова, Руслана Сулейманова и Рустема Шейхалиева. 

Заседание началось с рассмотрения ходатайств защиты об отложении процесса из-за отсутствия двоих защитников, находящихся на больничном, однако судом было принято решение - предоставить стороне обвинения возможность допросить секретного свидетеля Рамазанова.

Защита категорически возражала против допроса через видеоконференцсвязь из Крымского гарнизонного военного суда, так как для подобного решения нужны серьезные основания. Ранее судья Корсаков настаивал на допросе тайного свидетеля именно в Ростове-на-Дону. Прокурор, по словам юристов, не смог назвать внятной причины использования видеосвязи, а суд, в итоге, согласился с ним. 

«Есть стойкое ощущение, что свидетель говорит заранее озвученные фразы. Но далее что-то пошло не так и он начал отвечать совершенно другое», — рассказывает подробности допроса адвокат Алексей Ладин. Защита отреагировала на это и прокурор внес некоторые правки. Также во время допроса были и наводящие вопросы со стороны обвинения. 

Было заявлено ходатайство о рассекречивании тайного свидетеля, так как из оснований для его сокрытия прозвучали только домыслы самого Рамазанова об угрозе его жизни, что ничем не подтверждается в материалах уголовного дела. «Однозначно этот допрос секретного свидетеля не отвечает признакам закона и обоснованности», — полагает адвокат. 

Защита отмечает, что прокурор поверхностно огласил решение суда 2003 года о запрете организации «Хизб ут-Тахрир» Верховным судом РФ в ходе представления доказательств. Суд же поинтересовался, не хочет ли обвинитель остановиться на этом более подробно, и получил отрицательный ответ. После чего фактически принудил прокурора тщательнее исследовать решение суда 2003 года. Но это также не удовлетворило коллегию, суд забрал документы у обвинителя и начал читать их сам. «Здесь явно выражен обвинительный уклон суда», — комментирует Алексей Ладин. 

Эмине Авамилева добавила, что защита возразила и на действия председательствующего, который корректировал вопросы обвинения секретному свидетелю: «Фактически, судья осуществлял не правосудие, а обвинение»

Подсудимый Яшар Муединов выдвинул ходатайство об ознакомлении с материалами уголовного дела, которые им не дали полноценно исследовать в рамках заявления следствия об ограничении срока ознакомления. Адвокат полагает, что это было сделано из-за огромного количества подсудимых по делу и спешки следствия передать его в суд. По ее словам, подзащитные едва прочитали 30% томов. Авамилева полагает, что существенно нарушено их право на защиту. 

Следующее заседание с допросом секретного свидетеля пройдет 6 июля. 

25 крымскотатарских общественных активистов — Руслан Сулейманов, Алим Каримов, Рустем Шейхалиев, Меджит Абдурахманов, Яшар Муединов, Билял Адилов, Джемиль Гафаров, Риза Изетов, Иззет Абдуллаев, Асан Яников, Шабан Умеров, Тофик Абдулгазиев, Сейтвели Сейтабдиев, Рустем Сейтхалилов, Аким Бекиров, Фарход Базаров, Сервет Газиев, Сейран Муртаза, Эрфан Османов, Осман Арифмеметов, Ремзи Бекиров, Эскендер Сулейманов, Энвер Аметов, Владлен Абдулкадыров и Раим Айвазов — обвиняются в причастности к исламской политической партии «Хизб ут-Тахрир», признанной в России террористической, но действующей без ограничения на уровне национальных законодательств многих стран мира.

Большинство арестованных являются участниками правозащитного объединения «Крымская солидарность». Умеров, Бекиров, Изетов, Базаров и Айвазов обвиняются по ч. 1 ст. 205.5 УК РФ («Организация деятельности террористической организации», до пожизненного лишения свободы). Остальные по ч. 2 ст. 205.5 УК РФ («Участие в деятельности террористической организации», до 20 лет лишения свободы). Всем фигурантам дела было также предъявлено обвинение по ч. 1 ст. 30 и ст. 278 УК РФ («Приготовление к насильственному захвату власти», до 10 лет лишения свободы).

Яз, умметим!
Поддержи политзаключенных
Мнения
График судебных заседаний