Дата публикации: 03/05/2021

Апрельская онлайн-встреча «Крымской солидарности» в ZOOM. Мы поговорили с семьями и правозащитниками

25 апреля прошла традиционная для времен пандемии рабочая встреча «Крымской солидарности» в ZOOM. Вместе с родственниками политзаключенных, адвокатами и правозащитниками мы обсудили все события прошедшего месяца и составили краткую версию для читателей.

«Анонимные звонки о якобы готовящихся терактах — новый тренд в работе силовиков»

Общественный защитник и координатор «Крымской солидарности» Сервер Чолакчик рассказал, что даже священный месяц Рамадан не прошел без актов устрашения. Он отметил, что ФСБ стали применять дополнительные меры давления на крымских татар. «Анонимные сообщения о якобы готовящихся терактах — новый тренд в работе силовиков, удобный предлог прийти в любую семью и устроить обыск», — поделился Сервер. 

Кроме того, правозащитник упомянул, что «Крымской солидарности» исполнилось уже 5 лет кропотливой, тяжелой, но необходимой работы. Добавил, что бок о бок на страже интересов угнетенных стоят десятки профессиональных юристов и адвокатов, гражданских защитников и журналистов, активистов  и старейшин.

«Когда наши дети выйдут из тюрем, мы вместе будем вспоминать эту темную страницу нашей истории»

Эмдие, мать политзаключенного журналиста Османа Арифмеметова, поделилась, что, наконец, может ездить в Ростов-на-Дону на процессы. Рассказала, что ее сын и в тюрьме занят важным делом — пишет судебные репортажи. Женщина отмечает, что Осман и остальные заключенные соблюдают пост в неволе, а благодаря идее «ифтар для узника» получают посылки через интернет-заказы от соотечественников.

«Когда наши дети выйдут из страшных тюрем, мы вместе с ними будем вспоминать эту темную страницу нашей истории, в которой есть вот такие светлые стороны, благодаря вам. Мы никогда не забудем, как вместе с вами встречали этот долгожданный рассвет», — комментирует Эмдие Арифмеметова.

Алие Эмирусеинова против административных дел матерей и жен политзаключенных

Супруга фигуранта красногвардейской группы Рустема Эмирусеинова, Алие, выразила протест административным наказаниям против жен и матерей, которые выходили на одиночные пикеты в поддержку родных. 

«Это давление направлено уже на матерей и жен политзаключенных, которое объективно можно назвать актом устрашения», — считает Алие.

5 административных делопроизводств было открыто в отношении родственниц фигурантов Красногвардейской и Белогорской групп по «делу Хизб ут-Тахрир». Причиной подобной активности правоохранителей стали события октября и декабря 2020 года, когда женщины в разное время вышли с плакатами в руках, чтобы выразить свое несогласие с теми огромными сроками, к которым впоследствии были приговорены их близкие. При этом закрыто было только дело Севили Омеровой, в действиях которой суд не нашел правонарушения. 

Эльвина Усеинова о предвзятости суда и раскрытии личности тайного свидетеля

Своими впечатлениями с апрельского судебного заседания по Алуштинской группе, в которой судят ее мужа Эльдара Кантимирова, поделилась Эльвина Усеинова. Она обратила внимание, что судья Сапрунов отклонял все ходатайства стороны защиты, саркастически общался с ними и прямо сказал, — «В этом деле пора поставить точку!» — приводит его цитату девушка. 

Помимо этого, она поделилась, что политзаключенные узнали засекреченного свидетеля — это житель села Запрудное Энвер Халилов. Эльвина рассказала, что ранее он уже проходил свидетелем обвинения по ялтинской группе, но раскаялся и люди ему поверили.

«Поиски несуществующей террористической угрозы рушат семьи, жизни сотен людей»

Жена Ремзи Бекирова Халиде отметила масштаб репрессий, направленных против целых семей. Ее муж обвиняется в одной из пяти пятерок второй симферопольской группы, подсудимыми по которой проходят 25 крымских татар. «Бесперебойный конвейер очевиден более чем когда-либо», — комментирует Халиде.

Она обращает внимание, что условия содержания не соответствуют международным стандартам, в тюрьмах сидят множество людей преклонного возраста и даже с инвалидностью. 

Родственники вынуждены проезжать сотни километров в Ростов-на-Дону, а в качестве доказательств их вины фигурируют не бомбы и оружие, а религиозная литература, сообщает женщина.

«Пытаются сломать активистов в Крыму, пытаются заглушить глас народа, пытаются уничтожить здесь СМИ»

Адвокат Эмиль Курбединов в своем выступлении рассказал о наращивании и без того огромного ресурса, который спецслужбы бросили на борьбу с крымскими татарами, заметив, что среди тех появляется больше адвокатов, правозащитников, журналистов. 

Дела о несообщении о преступлении защитник считает пробными шагами в Крыму для запугивания людей, чтобы люди начали доносить друг на друга. 

Эмиль Курбединов указал на важность работы СМИ, обратившись к делу Владислава Есипенко, которого спецслужбы подвергали пыткам. Усилиями защитников и освещением журналистами их удалось пресечь, на данный момент на него не оказывается физического воздействия. 

Тем не менее, адвокат резюмировал, что такие уголовные дела касаются всех и призвал не молчать о происходящем.

Хатидже Мамут о давлении на СМИ и газету «Къырым»

Юрист Хатидже Мамут представляет интересы главного редактора газеты «Къырым» Бекира Мамутова в суде. Его оштрафовали на 4000 рублей за упоминание Меджлиса крымскотатарского народа без комментария о том, что он запрещен на территории РФ организацией. При этом в тексте это неоднократно упоминалось через цитаты докладчика ООН.

Адвокат полагает, что таким образом оказывается давление на независимую газету, которая излагает невыгодные государству мысли, но, пытаясь сохранить «демократический имидж», цепляются за формальности. Такие прецеденты случались и ранее.

«Мы собираемся продолжать, мы будем сопротивляться, мы будем писать апелляционную жалобу, мы полный текст решения постановления по делу ещё не получили. Правовую позицию свою мы считаем обоснованной и законной, мы полагаем, что у суда не было оснований привлекать Бекира к этой ответственности», — прокомментировала Хатидже Мамут.

«Власти с каждым годом у нас наращивают давление на гражданских активистов»

Адвокат Марлен Халиков в обсуждении заявил, что спецслужбы активно ведут борьбу против гражданских активистов — оба его подзащитных Вадим Бектемиров и Иззет Абдуллаев активно посещали суды и обыски, помогали семьям политзаключенных.

Также защитник рассказал трагическую историю того, что у Вадима через 10 дней после задержаний скончался отец, не выдержав потрясения. Сам политзаключенный при этом мучается в холодной камере от зубных болей и желудка. Администрация учреждения не предпринимает никаких действий для оказания помощи арестованным.

«Подводя итоги можно сделать вывод, что власти с каждым годом у нас наращивают давление на гражданских активистов, на религиозные общины Крыма, превращая полуостров в зону за колючей проволокой. Наибольшее давление испытывает на себе, как мы видим, это наш народ, крымские татары», — сообщает Марлен Халиков.

«Мы пытаемся как можно больше говорить об этом на разных уровнях»

С речью выступила и координатор Медийной инициативы по правам человека Мария Томак. В ней она прежде всего заострила внимание на том, что она и её коллеги работают над максимальным освещением крымской проблематики. Она поблагодарила активистов, которые рассказывают о репрессиях, проживая в Крыму. 

«Я понимаю, что это связано всегда с персональными рисками, но очень важно находить возможность говорить об этом на мероприятиях международных», — передает правозащитница.

Девушка напомнила о предстоящей Крымской платформе, которая должна состояться летом этого года и призвала поддержать ее, чтобы обращать внимание международной общественности к происходящему в Крыму. Кроме того, по её мнению, это конструктивная площадка для того, чтобы напомнить властям Украины о законе о статусе политзаключенных.

«У нас огромный опыт мирной ненасильственной борьбы за свои права»

Гражданский защитник Сеит-Осман Каралиев напомнил о случае, произошедшем в Крымском Судаке, где учительница младших классов заявила ученикам, что крымских татар депортировали как предателей народа. 

Это резонансная, по его словам, история не нашла никакой реакции со стороны властей, что показывает их истинное отношение к крымским татарам, полагает он. При этом на задержание родственников и стариков на Керченском мосту глава Крыма отреагировал стремительно, заявив, что сотрудники спецслужб задержали пособников террористов.

«Мы вернулись в Крым и на сегодняшний день мы продолжаем бороться ненасильственно, мирно за свои права, чтобы мы могли здесь создавать свои семьи, чтобы мы могли растить своих детей в соответствии со своей религией, своей культурой, своими традициями», — заключил правозащитник.

«Для меня большая честь передавать добрые пожелания и поддерживать их»

Генконсул Украины Тарас Малышевский тоже указал на важность предстоящей площадки Крымская платформа, упомянул, что тема Крыма в министерстве иностранных дел Украины всегда на слуху. 

Дипломат рассказал о посещении им политузников в прошедшем месяце, о котором вы можете почитать в нашем материале. Он обратил внимание на высокую силу духа крымских политзаключенных и невероятную поддержку сообщества. 

В конце он уделил время кейсу Алексея Чирния, который скоро выходит на свободу после 7 лет заключения в российской тюрьме. Он сообщает, что украинские правозащитники уже готовы направить его в Киев для предоставления социальной и психологической реабилитации. 

«Большой поклон всем родственникам за то, что вы держитесь, за то, что вы поддерживаете своих родных. Слышать об этом от них лично — это для меня большая честь, как и передавать приветы, и слова всяческих добрых пожеланий, держаться и поддерживать их дальше. Спасибо вам всем и вы знайте, что здесь, в Ростове, у вас всегда есть мы — консулы Украины», — поблагодарил дипломат.

Фото: Крымская солидарность

Яз, умметим!
Поддержи политзаключенных
Мнения
График судебных заседаний