Дата публикации: 05/04/2021

Оперативник ФСБ лично составил стенограмму аудиозаписей по самому массовому делу «Хизб ут-Тахрир»

Сегодня в Южном окружном военном суде в ходе допроса оперативного сотрудника ФСБ Валиулина по делу второй Симферопольской группы «Хизб ут-Тахрир» прокурор Евгений Колпиков выяснил, что тот самостоятельно делал стенограммы разговоров подсудимых с аудионосителей. Эксперт Дмитрий Дубровский сомневается, что у сотрудника ФСБ есть квалификация в анализе звучащей речи.

Так стало известно, что старший уполномоченный ФСБ Ренат Валиулин лично составлял стенограммы из аудиозаписей, полученных в ходе ОРМ — на них записаны собрания. Также он пояснил, что про терминологию и идеологию исламской политической партии «Хизб ут-Тахрир», запрещенной в России с 2003 года, узнал из открытых источников в интернете. В качестве примера им приводится сайт «hizb-ut-tahrir.org», «Википедия» и методические источники. О наличии оружия или специальной подготовки у подсудимых активистов оперативник не смог дать никакого ответа, но зачем-то упомянул, что у Раима Айвазова была автомойка.

Адвокат Мария Эйсмонт поделилась, что Валиулин отвечал «не помню» на все вопросы и ссылался на ОРМ, дату и время которых он не смог объяснить, и на материалы уголовного дела. Зато продемонстрировал познания в терминах «халакаты », сухбеты» и так далее. По словам защитницы, именно этот сотрудник ФСБ участвовал в похищении Раима Айвазова, надел ему на голову мешок, угрожал расстрелом, заставлял признаться в терроризме, что указывает на его заинтересованность в исходе дела в пользу версии спецслужб.

«Для будущих историков этот допрос будет показательным — как не имея никаких доказательств, невиновных людей сажают на гигантские сроки», — уверена защитница.

Кандидат исторических наук, доцент Высшей школы экономики, эксперт Дмитрий Дубровский прокомментировал «Крымской солидарности», что оперативник должен хотя бы минимально разбираться в том, чем он занимается. С другой стороны, специалист отмечает, что «Википедия» и «методические источники» не являются достоверной базой знаний, а содержание бесед, возможно, требует специальных познаний. Также он выразил сомнение, что Валиулин является экспертом в фоноскопии, стенографии и анализе звучащей речи.

27 марта 2019 года в Крыму проходили самые массовые обыски в домах крымских мусульман за последние десятилетия. Следственные действия проводили в Каменке, Строгановке, Белом – это поселки, в которых преимущественно живут крымские татары. На местах работали сотрудники ФСБ, ОМОНА, Росгвардии, полиции, ДПС.

25 крымскотатарских общественных активистов — Руслан Сулейманов, Алим Каримов, Рустем Шейхалиев, Меджит Абдурахманов, Яшар Муединов, Билял Адилов, Джемиль Гафаров, Риза Изетов, Иззет Абдуллаев, Асан Яников, Шабан Умеров, Тофик Абдулгазиев, Сейтвели Сейтабдиев, Рустем Сейтхалилов, Аким Бекиров, Фарход Базаров, Сервет Газиев, Сейран Муртаза, Эрфан Османов, Осман Арифмеметов, Ремзи Бекиров, Эскендер Сулейманов, Энвер Аметов, Владлен Абдулкадыров и Раим Айвазов — обвиняются в причастности к исламской политической партии «Хизб ут-Тахрир», признанной в России террористической, но действующей без ограничения на уровне национальных законодательств многих стран мира.

Большинство арестованных являются участниками правозащитного объединения «Крымская солидарность». Умеров, Бекиров, Изетов, Базаров и Айвазов обвиняются по ч. 1 ст. 205.5 УК РФ («Организация деятельности террористической организации», до пожизненного лишения свободы). Остальные по ч. 2 ст. 205.5 УК РФ («Участие в деятельности террористической организации», до 20 лет лишения свободы). Всем фигурантам дела было также предъявлено обвинение по ч. 1 ст. 30 и ст. 278 УК РФ («Приготовление к насильственному захвату власти», до 10 лет лишения свободы).

Раим Айвазов и адвокат Мария Эйсмонт в суде. Фото: Крымская солидарность

Яз, умметим!
Поддержи политзаключенных
Мнения
График судебных заседаний