Дата публикации: 31/03/2021

Коротко о мартовской встрече «Крымской солидарности»

«Крымская солидарность» вновь собрала адвокатов, родственников политзаключенных и активистов на уже традиционной онлайн-конференции. 28 марта в ходе беседы в ZOOM’e участники обсудили политические уголовные дела и обновления по текущим судебным процессам. Приводим ее краткое содержание.

Две мартовские инициативы

Встречу открывает общественный защитник и координатор движения Сервер Чолакчик. В своем выступлении он отмечает старшее поколение, которое в марте выпустило более 20 видеообращений в поддержку заключенных мусульман. «Старейшины выразили свое недовольство и протест против беззакония, задержаний и депортации в российские тюрьмы, ведь однажды им уже приходилось пройти через эти испытания, а теперь это вынуждены терпеть их внуки», — говорит Сервер, добавляя, что они будут продолжать борьбу.

Также он упоминает выставку «Верность себе - не преступление», проведенную МИДом Украины, и фокусирующую внимание на детях политзаключенных, лишенных заботы и опеки. «Она очень важна для актуализации проблем политзаключенных на мировой арене», — уверяет общественный защитник, передавая слово следующему спикеру.

«Попытки этих людей захватить власть звучат абсолютно абсурдно»

Адвокат Лиля Гемеджи, обращаясь к прошлому, рассказывает, что в 1937 году СССР выпустило документ об антирелигиозной деятельности. «Все указанные там методы очень активно используются нынешней властью», — указывает защитница. 

Она приводит информацию о 6 делах в отношении крымских татар, рассматривающихся в Ростовском суде прямо сейчас — самая большая группа, вторая симферопольская, была арестована 27 марта 2019 года, ее незаконно разбили на «пятерки», усложнив судебный процесс для стороны защиты. При этом политзаключенные лишены права давать показания на родном языке. Гемеджи убеждена, что это необходимо придавать огласке.

Упоминает адвокат и об Эрнесте Ибрагимове вместе с Олегом Федоровым, которым инкриминируют участие в «Хизб ут-Тахрир» с 2016 года. При этом за все это время они не совершили ни одного преступления, а занимались общественно полезными работами. «Попытки этих людей захватить власть звучат абсолютно абсурдно», — комментирует Лиля Гемеджи. По ее мнению широкая материальная и моральная поддержка этих людей в очередной раз доказывает их невиновность. 

«Невозможно делать незаконные вещи законными методами»

Адвокат Алексей Ладин выступает в качестве защитника в ряде уголовных дел. Одно из них строится по обвинению Владислава Есипенко, к которому с 10 марта не пускают независимых адвокатов, а ФСБ лишь предоставляет бумаги, якобы он отказывается от защитников по соглашению. 

«Они проводили целые спецоперации по недопущении меня к подзащитному», — уверяет адвокат. Он полагает, что на Есипенко оказывается серьезное давление, так как наблюдаются признаки пыток. Ладин призывает распространять эту информацию. «Невозможно делать незаконные вещи законными методами», — характеризует он работу спецслужб.

Также он упоминает арестованных ранее крымских татар, среди которых его подзащитный — Яшар Шихаметов. Ладин говорит о множестве нарушений, которые начались уже на стадии обыска. «К сожалению, он не первый и не последний крымский татарин, из которого делают террориста», — заключает Алексей Ладин.

Напоследок он рассказывает о своем подзащитном — Юнусе Машарипове, которого обвиняют в перевозке взрывчатки. Сейчас дело проходит очередную стадию апелляции. Также адвокат упоминал о деле Эдема Бекирова, находящегося на территории Украины. Секретный свидетель, по словам защитника, несколько раз путался в своих показаниях против Бекирова, выдавая 3 разных версии.

Адвокат Авамилева о Зекирье Муратове

Защитница Эмине Авамилева тоже обратилась к большой симферопольской группе, указывая на грубое нарушение их права обращаться к услугам переводчика. 

В третьей бахчисарайской группе переводчиков допустили, и идет стадия допроса свидетелей обвинения. Допрашиваются секретные свидетели, в показаниях которых содержатся противоречия, однако большая часть ответов представлена словами: «Не помню». Она уверена, что суд будет делать выводы из тех ответов, которые устраивают прокурора.

Отдельное внимание Эмине уделяет уголовному делу в отношении инвалида 3-й группы Зекирьи Муратова. Сейчас он является самым пожилым фигурантом из всех привлекавшихся по 205 статье — ему 64 года, кроме того, у него имеются несколько хронических заболеваний. В тюрьме они усугубились, так что он постоянно испытывает боли и страдает от гипертонии. 

Зимой его этапировали в Ростов-на-Дону, у него должно было состояться заседание, но оно отложилось из-за несформированного состава суда до 1 февраля. Затем его перенесли на 17 февраля, после на 15 марта, а затем на 29 марта из-за организационных вопросов и переезда суда. 

«Еще с советского времени в нем кипела борьба»

Супруга Азамата Эюпова берет слово и характеризует своего мужа, как доброго и отзывчивого человека, которого может описать только хорошими словами. Также она сообщает, что он был мастером своего дела и качественно строил дома.

«Еще с советского времени в нем кипела борьба», — говорит Гульнара Эюпова. В 1987 году он выходил на Красную площадь с требованием вернуть крымских татар в Крым.

Жена политзека рассказывает, что такие люди как он не нужны властям, поэтому 17 февраля в 4 часа ночи сотрудники спецслужб ворвались к ним домой, «как воры», обвинив Азамата в терроризме и оставив семью без кормильца. Она говорит, что весь город в шоке от того, что такого человека обвинили. Гульнара благодарит многих неравнодушных и поддерживающих ее. 

«ФСБ были повсюду»

27 марта 2019 года во время самых массовых обысков арестовали 25 крымских мусульман. Гульзара Абдулкадырова напомнила участникам о годовщине. Она хорошо помнит день, когда силовики ворвались к в дом ее мужа Владлена Абдулкадырова. За окном она увидела огромное количество ФСБ, которые были повсюду и оцепили дома соседей. Она убеждена, что никто не верит в абсурдные обвинения, которые назначают крымским татарам — начиная от простого народа и заканчивая самими следователями, которые их ведут. «Мы верим в их невиновность, мы знаем, что они никакие не террористы», — сообщает Гульзара. 

«Семейные репрессии набирают обороты»

Супруга Сейтумера Сейтумерова, Пакизе, напоминает, как с одной семьи в тюрьму забрали трех человек, — «Семейные репрессии набирают обороты», — говорит она. Девушка отмечает, что дело третьей бахчисарайской группы проходит довольно быстро, ведь за это время подсудимые побывали в различных СИЗО, на карантине, в психбольнице, спецблоках, а также за месяц ознакомились с материалами дела. Ее мужу изменили статью с «участия» на «организацию в террористической группе», которая является более тяжелой.

Она возмущена «лживыми» показаниями секретных свидетелей, которые отвечают «не знаю, не помню» на неудобные вопросы. На последнем заседании у ее мужа была высокая температура, но суд и скорая не отреагировали на это, просто дав ему жаропонижающее лекарство. 

Их ребенку было 2 месяца, когда мужа забрали силовики, его первое слово — «папа», но видеть его он может только по фотографии, рассказывает Пакизе. Она убеждена, что родные вернутся к своим семьям и будут на свободе.

«Мы готовы помочь во всех вопросах семьям политзаключенных»

Заместитель представителя президента Украины в Крыму Тамила Ташева тоже упомянула выставку «Верность себе не преступление», отмечая ее важность. Рассказала о таблице политзаключенных, которую они всегда стараются обновлять и держать актуальной. Она заверяет, что работа по освобождению украинских граждан ведется, но этот вопрос зависит еще и от России, которая не идет на коммуникации. Сообщает о работе, которую они ведут. Говоря о законе о политзаключенных, Тамила передает, что он в настоящий момент дорабатывается и будет важным звеном на заседании «Крымской платформы», которая пройдет 23 августа 2021 года. 

«Мы готовы помочь во всех вопросах семьям политзаключенных», — говорит заместитель представителя президента Украины в Крыму. Она уверена, что справедливость восторжествует, все узники будут освобождены, а причастные к их заключению осуждены.

Старейшина Решат Энверов о запрете говорить на родном языке

Последним выступил мусульманский старейшина Решат Энверов. Происходящее он называет вопиющим. Сейчас больше всего его беспокоит невозможность высказаться на крымскотатарском языке. Он тесно связывает это с проблемой исчезновения языка и убежден, что всем крымским татарам нужно бороться за его возрождение, при этом поддерживая политзаключенных. 

В конце мероприятия Сервер Чолакчик благодарит всех участников и зрителей конференции, а также оказывающих помощь и поддержку семьям политзаключенных. 

Яз, умметим!
Поддержи политзаключенных
Мнения
График судебных заседаний