Консулы Украины в Ростове-на-Дону посетили 15 крымскотатарских политзаключенных в изоляторах области
16-19 марта по разрешению Южного окружного военного суда генеральный консул Украины Тарас Малышевский и его коллега - консул Юрий Довгуля провели встречи с пятнадцатью крымскотатарскими политзаключенными, которые содержатся в изоляторах Ростова-на-Дону и области. После прибытия из Крыма всех арестованных активистов «второй Симферопольской группы» в СИЗО дипломаты Генерального консульства Украины приступили к рабочим визитам к незаконно удерживаемым гражданам Украины.
«Испытываю информационный голод»
Акима Бекирова перевели в СИЗО-1 Ростова-на-Дону 22 февраля, 17 марта у него и его «пятерки» должно было состояться первое заседание в ЮОВС в их присутствии. Он выглядит уверенным в себе, настроен в суде отстаивать свою правоту, хотя больших иллюзий не питает. На условия пребывания в СИЗО жалоб нет, кормят тоже удовлетворительно, но «испытываю информационный голод», — сообщает консулу Бекиров. В камере семь человек — нет ни радио, ни телевидения. Аким надеется, что вскоре получит подписку на периодику, хотел бы читать Новую газету, чтобы хоть как-то быть в курсе событий вне тюремной жизни. Все еще не дошли ценные вещи, изъятые на этапе в Краснодаре 2 месяца назад. Больше всего заключенный нуждается в машинке для стрижки – консул пообещал «похлопотать», чтобы поскорее ее передать. Аким надеется, что при помощи услуг «зона-телеком» и «электронное ФСИН-письмо» коммуникация с родными станет быстрой и постоянной. Передает всем, кто его поддерживает, большой привет.
«Глубинный страх и боязнь власти, присущий российским гражданам»
Алим Каримов перенес коронавирус на карантине в Крыму, а сейчас после длительного этапа находится в камере на восемь человек. На условиях содержания и других сопутствующих темах он особо не останавливался, а больше делился своим опытом двухлетнего познания России через тюремную решётку. Позади молодого парня многомесячное пребывание в следственных изоляторах Армавира, Краснодара, Новороссийска, Ростова-на-Дону, Шахт, длительные изнуряющие этапы, а также «ужасы крымских тюрем, и 100-150 сокамерников и соэтапников – людей разных социальных слоёв, с разных российских регионов», — передает консул. Его самое большое «открытие» — глубинный страх и боязнь власти, присущий российским гражданам, апатия и фатализм в том, что касается веры в изменения в современной России.
Тарас Малышевский встретился с Сейраном Муртазой
Сейран Муртаза после прибытия в ростовское СИЗО отбывал карантин, но и сейчас все еще находится в одиночной камере. Надеется вскоре перейти в одну с камер побольше, но там пока «нет мест». Сейран отметил, что в феврале получил передачу с Крыма, а генконсульство оформило ему, как и другим узникам, материальную помощь для приобретения продуктов питания и товаров первой необходимости. Скучает за сыновьями. Передает приветы супруге Зареме и всему народу за его постоянную поддержку.
Асан Яников рассказал о себе и Зекирье Муратове
Асан Яников испытывает проблемы со здоровьем и нуждается в консультации с гастроэнтерологом, как и в сдаче ряда анализов, которые предшествовали бы разговору со специалистом. Имеет сложности с продуктами питания, прежде всего из-за скудности рациона. Просил передать искренние слова благодарности всем, кто поддерживает его и всех с его группы: «Пусть Творец возблагодарит всех за их деяния!», — говорит Асан. Заключенный также рассказал о своем сокамернике и земляке Зекирье Муратове, которого 4 дня назад переместили в одиночную камеру с жесткими условиями и низкой температурой. Асан очень за него переживает. Консул пообщался с руководством СИЗО на эту тему и надеется, что в ближайшие дни Муратову найдут общую камеру поближе к медпункту, так как человек нуждается в частой медицинской помощи.
«Задержание, угрозы и пытки никогда не забудутся»
Раим Айвазов содержится в одиночной камере. Шутит, что не спешит менять расположение – поделился, что занимается самообразованием, много читает, находит даже в его нынешнем непростом положении условия для более глубокого познания себя и мира. Много говорил с консулом на общеполитические темы, как и о его задержании ФСБ и всех последующих трагических событиях 16-17 апреля 2019 года. Именно эту информацию он изложил судье в начале заседания, а потом поделился с журналистом, который передал всем нам. Как и на Южный окружной военный суд, так и на крымский ранее, предоставленные факты не получили должной реакции. Молодой человек уверен в себе и готов бороться.
«С Ремзи забываешь, что находишься в закрытом пенитенциарном учреждении»
Ремзи Бекиров передавал приветы всем друзьям по журналистскому и правозащитному цеху, персональные – Саше Ефименко, Тарасу Ибрагимову и Антону Наумлюку. Он находится в добром расположении духа, в полной готовности к следующим судебным заседаниям. Консул говорит, что Ремзи не повезло с камерой — там 6 человек, она крайняя и сырая. Особенно это чувствуется сейчас, когда в Ростове затяжные дожди. Там нет ни телевизора, ни радио. Он тоже просит подписку на Новую газету, надеется, что скоро удастся «подключиться» к «ФСИН-письму» и «зоне-телеком», для связи с ближними. «В общении с Ремзи ты забываешь, что находишься в закрытом пенитенциарном учреждении, невероятно сложно видеть этого разностороннего, открытого и доброго человека в его стенах», — рассказывает Тарас Малышевский.
«Риза Изетов — невероятно интересный собеседник!»
Риза Изетов находится в камере с телевизором на 8 человек, особенных нареканий на условия содержания у него нет. В связи с тем, что Риза взял на себя обязанности секретаря группы, он интересовался рядом вопросов, связанных с предоставлением материальной помощи узникам, сотрудничестве генконсульства с адвокатами, состоянии здоровья членов его группы, особенно у кого оно вызывает тревогу. «Много говорили на исторические и политические темы. Невероятно интересный собеседник!», — передает дипломат.
Тарас Малышевский обсудил с Шабаном Умеровым удаление из зала суда
С Шабаном Умеровым, как и другими ребятами «пятерки» консул, конечно же, обсудил события в суде во время первого заседания 15 марта. Тогда судьи выгнали всех из зала заседания из-за крымскотатарской речи. Следующие заседания их группы состоятся в начале следующей недели, и, кажется, никто из пяти не собирается менять свою тактику в общении с участниками судебного процесса. Шабан борется с сердечно-сосудистыми проблемами и давлением, которое часто скачет. Лекарства есть, но они не всегда помогают. Он сидит в камере на четырех человек, утешили письма от родных, которые благодаря адвокату прочитал через стекло, будучи в зале суда. Шабан Умеров передает благодарность президенту и всему народу Украины за поддержку, сопереживания и шаги, связанные с освобождением всех незаконно задержанных в Крыму, а также осужденных в России украинских граждан, в том числе крымских татар.
Низкая месть «высокого суда»
Фархода Базарова после его выступления на родном языке в ходе первого судебного заседания при его участии теперь каждый день, иногда и дважды в день, выводят в СИЗО-5 «для доставки в суд». На самом деле его не доставят до следующего реального заседания, дата которого указана на сайте ЮОВС, дипломат считает это местью за его шаг. А именно за желание в суде говорить на крымскотатарском языке. Этой историей Фарход поделился с генконсулом, совсем не унывая и даже находя позитив в этой сумасбродной истории. Ибо теперь он в общей зоне каждый день встречается с другими заключенными, а также участниками его большой группы (т.к. они действительно вызваны судом) – есть возможность поговорить и поделиться новостями. Фарход переживает за здоровье матери, но передает всем родным и близким искренние приветы, а также слова благодарности всем неравнодушным, кто поддерживает его и других крымскотатарских узников.
В ожидании выступления стороны защиты
Эльдар Кантимиров в СИЗО-5 готовится к началу выступления в суде стороны защиты. Просил передать, чтобы родственники не переживали, с питанием более-менее в порядке, письма получает, условия сносные — телевизор и холодильник в камере на 4-х. «Постараемся помочь ему с администрацией разрешить вопрос – побыстрее с согласия суда получить возможность в СИЗО регулярно общаться по телефону с семьей», — сообщает консул. Эльдар всем передает искренние слова благодарности за то, что не забывают.
Поздравления супруги с днём рождения через «Крымскую солидарность»
Руслан Нагаев пребывает в 3-местной камере вместе с Серветом Газиевым. Посылки приходят, в них лекарства, которые он получает вовремя. Бытовые условия у них обоих нормальные, насколько таковы могут быть в изоляторе – душ рядом, телевизор, радио, туалет с дверью. Та же проблема, что и у Эльдара — получить возможность через зонателеком общаться с ближними. Расстроен, что в день встречи с консулом, по всей видимости, не удастся согласовать звонок и поздравить супругу Зарему с днем рождения. Просил «продублировать» свои поздравления на онлайн-встрече «Крымской солидарности» — пожелания терпения, здоровья, всего наилучшего, с большой любовью к супруге и детям.
С благодарностью за письма с Германии, Латвии и других стран
Ленур Халилов просил передать его благодарность за письма, которые приходят с разных стран со словами поддержки и сочувствия. Линур в СИЗО-5 прибыл в конце января. Жизнь в следственном изоляторе, с его слов, организована в каждом из них по-разному, в частности, медицинское сопровождение более толковое в СИЗО-1 Ростова-на-Дону, его каждое утро спрашивают о состоянии здоровья. В то же время питание немного получше в «пятёрке». Как «заехал» в 4-местную камеру, так в ней и пребывает. Передачи получает, за что благодарит весь его народ.
«Держаться и с божьей помощью верить в победу добра над злом, и в возвращение домой»
Также консул Юрий Довгуля встретился в Новочеркасском СИЗО-3 с тремя уже осуждёнными участниками «Белогорской группы», которые готовятся к апелляции. Все передают искренние приветы и слова благодарности всему народу.
Айдер Джеппаров содержится в камере на 9 человек, условия содержания и состояние здоровья удовлетворительные, однако беспокоят стоматологические проблемы. Пользуется телекоммуникационными услугами ФСИН «Зонателеком», после согласования с судьей за 2 месяца пребывания в СИЗО-3 впервые смог позвонить 18 марта.
Риза Омеров содержится в спецблоке в камере-одиночке, условия содержания, состояние здоровья удовлетворительные. Получает письма от граждан Украины, Литвы, России с поддержкой его и всего крымскотатарского народа. От всего генконсульства поздравили его с недавним днём рождения, пожелали крепиться, держаться и с божьей помощью верить в победу добра над злом и в возвращение домой.
Энвер Омеров говорит, что условия содержания удовлетворительные, находится в спецблоке в камере-одиночке (по его собственной просьбе, после обращения к начальнику СИЗО). Имеет существенно пошатнувшееся здоровье и стоматологические проблемы. Ему требуется хирургическое вмешательство, но он опасается этого из-за возможного предвзятого отношения к нему со стороны врачей в связи с так называемыми «террористическими статьями», примененными к нему. Генконсульство продолжает держать этот вопрос на контроле и уже во второй раз поднимет его перед руководством областного ФСИНа.
Тарас Малышевский. Фото: Крымская солидарность