«Семейные репрессии». Ровно год назад ФСБ задержала в Бахчисарае сразу троих близких родственников
11 марта 2020 года в городе Бахчисарае в Крыму прошли массовые обыски в домах крымских татар мусульман. В этот день ФСБ задержала родных братьев Османа и Сейтумера Сейтумеровых, их дядю Рустема Сейтмеметова и Амета Сулейманова. На следующий день по ходатайству следователя УФСБ в Крыму Дмитрия Грамашова судья Андрей Долгополов отправил троих членов одной семьи в СИЗО, а Сулейманова из-за тяжелого заболевания сердца - под домашний арест. «Крымская солидарность» поговорила с адвокатами и родственниками политзаключенных.
Адвокат Эдем Семедляев представляет интересы 32-летнего Сейтумера Сейтумерова. Он сообщил нам, что в деле сейчас происходит представление доказательств стороной обвинения, а именно допрос второго скрытого свидетеля через видеоконференцсвязь. Состояние Сейтумера защитник оценивает не выше удовлетворительного из-за долгого нахождения в «нечеловеческих» условиях изолятора в Симферополе. Эдем отмечает, что его подзащитный морально не подавлен и готов доказывать свою невиновность дальше.
Адвокат Эмине Авамилева вчера присутствовала на судебном заседании в Ростове-на-Дону, во время допроса секретного свидетеля возникли технические неполадки и рассмотрение началось позже.
«Наши подзащитные морально очень устойчивые», — передает защитница. Также она поделилась информацией о здоровье Османа Сейтумерова — в феврале его беспокоили боли в спине, его обследовал врач и назначил наружное применение мази для снятия боли, — «На этом медицинская помощь закончилась», — заключает адвокат.
Мать братьев Сейтумеровых — Лиля Абдурамановна передала нам, что у Сейтумера наблюдаются проблемы с зубами, как и у большинства заключенных, а Османа беспокоят спинные и головные боли. Есть претензии и к питанию, из-за наличия свинины в рационе в основном они питаются тем, что передают в посылках активисты и родственники. Общаются письмами, а последнее свидание с ним было в Симферополе в октябре прошлого года.
Защитница Лиля Гемеджи рассказала, что Амет Сулейманов готовится к допросу одного из секретных свидетелей. Адвокат утверждает, что это тайный свидетель из еще одного уголовного дела «Второй Бахчисарайской группы». По ее словам, здоровье Амета под домашним арестом стремительно ухудшается из-за невозможности регулярного посещения необходимых врачей. Сейчас они вынуждены добиваться специального разрешения для похода в больницу один раз в месяц. Недавно у политзаключенного дополнительно диагностировали проблемы с коленным суставом и желудком.
Лиля Люманова также говорит об изменениях в здоровье мужа в худшую сторону. «Домашний арест полностью изменил нашу жизнь», — передает женщина. Она вспоминает, что Амет всегда был активным человеком, любил быть среди людей, а в какой-то момент «жизнь просто остановилась» и пришлось все перестроить.
По ее словам, первое время ему было тяжело адаптироваться. Сейчас он читает книги, занимается воспитанием детей. Также Лиля отметила, что даже дома он не может находиться везде, так как границы электронного браслета охватывают не все пространство жилища. Из-за этого Амет не может долго находиться во дворе и некоторых комнатах.
Адвокат Назим Шейхмамбетов передает, что сейчас идет стадия представления доказательств обвинения, допрашиваются скрытые свидетели, которые по сути являются спасательным кругом для прокурора.
«Все их присутствие в суде заключается в том, чтобы просто огласить протокол показаний, данных на предварительном следствии, который, по нашему глубокому убеждению, написан грамотными сотрудниками ФСБ, поскольку он изобилует красноречивыми и пропагандистскими лозунгами», — сообщает адвокат.
На данный момент его подзащитный находится в СИЗО-1 Ростова-на-Дону, у него появились проблемы со зрением из-за условий содержания и отсутствия витаминов, а также развились боли в пояснице, так как человек ограничен в передвижении. Он убежден, что этим делом пытаются не обвинить его и племянников, а закрепить ярлык, что среди крымских татар есть «опасные люди», «террористы». Рустем Сейтмеметов намерен отстаивать свое чисто имя в суде и международных инстанциях.
«Рустем агъа (старший брат - КС) достаточно стойко проходит этот процесс, хотя для него и других подсудимых был шок, за что их привлекают», — передает адвокат. По сути в обвинении фигурируют две аудиозаписи разговоров — один на религиозную тему о судном дне, другой на историческую — о геноциде крымских татар. Следствие фактически посчитало их террористическими.
Супруга Рустема Сейтмеметова — Зера рассказала, что ее муж с ноября находится в Ростове-на-Дону. По его словам, условия в камере лучше, чем в Симферополе, хотя там и находится одновременно 6 человек. Все это она узнала из писем — единственный способ общения между ними. Передаются они друг другу примерно раз в месяц через адвокатов, — «Так спокойнее», — говорит Зера. У них не было личных встреч уже около года, СИЗО отказывает в них из-за карантина.
Всем задержанным вменяется членство в организации «Хизб ут-Тахрир», которая в России запрещена с 2003 года. На территории Украины и большинства стран мира организация действует без ограничений на уровне национальных законодательств. Согласно материалам дела, обвиняемые не имели оружия, взрывчатки, боеприпасов, не планировали совершать террористический акт и не призывали других к осуществлению террористических действий. Материалы дела содержат аудиозаписи с дискуссиями на религиозные и политические темы.
Обыск в доме Сейтумеровых, март 2020 года. Фото: Крымская солидарность