Дата публикации: 01/03/2021

Февральская встреча «Крымской солидарности» прошла в ZOOM. Мы рассказываем о самом главном

“Крымская солидарность” провела онлайн-встречу с адвокатами и родственниками политзаключенных. 28 февраля прошла встреча в Zoom’e, где правозащитники, представитель консульства Украины в Ростове-на-Дону и представители семей обсудили произошедшее за месяц. Мы кратко расскажем о самом главном в выступлениях спикеров в итоговом тексте.

“Правосудие пробило очередное дно”

Первым спикером высказался общественный защитник и координатор движения Сервер Чолакчик. В своем выступлении он обратился к возмутительному делу, развернувшемся в феврале, о супругах с младенцем - Латифе Малаховой и Рузиле Яппарове, занимавшихся благотворительностью, которых теперь судят за якобы финансирование терроризма. 

“Свидетель обвинения не помнит 99% обстоятельств дела”

Адвокат Эдем Семедляев рассказал о ходе дела “Бахчисарайской третьей группы”. По словам защитника, оно строится, как и многие подобные, по одному сценарию — у обвинения есть 1-2 засекреченных свидетеля, на показаниях которых строится доказательная база. Эдем отмечает, что на вопросы прокурора они отвечают четко по протоколу, а на 99% вопросов защиты и подзащитных говорят: “не помню”. Затем следует уловка от прокурора, в результате которой он ходатайствует о зачитывании показаний свидетеля из следственного допроса, на котором суд и выдвигает обвинение.

Адвокат сообщает, что еще около 2-х месяцев свидетелей будет представлять обвинение, а затем наступит очередь защиты. Он напоминает, что парни уже больше года находятся в СИЗО, но не теряют духа и решимости.

“Бывают моменты, когда кажется, что нет сил двигаться дальше. Это временная ситуация, она закончится”

Адвокат Николай Полозов накануне встречался в Киеве с министром иностранных дел и уполномоченным по правам человека в Украине. Задавался интересующий всех вопрос об обмене и переговорах с РФ. На данный момент ответ неутешительный — прогресса нет. Защитник добавляет, что происходит это, конечно, по вине российских властей, которые ставят невыполнимые условия, либо отказываются о передаче заключенных. Во много он рассчитывает на проводимую в скором времени “Крымскую платформу”, организованную президентом Украины, где примут участие главы других государств. Николай Полозов вспоминает позитивный опыт переговоров по вопросу освобождения политзаключенных.

Также рассказал о своем подзащитном Иване Яцкине, которого держат в Лефортово. Адвокат предполагает, что в следующем месяце его привезут в Крым и будут судить. С ним произошел один инцидент в СИЗО — его вывели на холод на час без верхней одежды в наказание за футболку с украинской символикой, которую он носил. Все пальцы на ногах у него сине-фиолетового цвета, — говорит Николай.

Защитник призывает всех сплотиться и напоминает: “Иногда может казаться, что нет сил двигаться дальше, но это временная ситуация, она закончится”. Он просит всех активно поддерживать политзаключенных и придавать ситуации огласке.

“Власти очень боятся резонанса”

Защитник Эмиль Курбединов упомянул утренние обыски, проводившиеся в этом месяце. Он обратил внимание, что оперативники вломились в дома в 4 часа утра, комментируя это тем, что они не хотят никакой публичности: “Больнее всего им, когда их делишки вскрываются и показываются всему миру”. 

Также рассказал о беспрецидентном деле Руслана Бекирова, которого приговорили к 300 часам работ за то, что сказал правду. Его подзащитный не побоялся рассказать в суде, что сотрудники ФСБ под давлением заставили его дать лживые показания, за что его самого обвинили в лжесвидетельствовании.

В штрафном изоляторе больше года находится политзаключенный Теймур Абдуллаев, который не пошел на сделку с сотрудниками ФСБ. Эмиль рассказал подробности состояния его здоровья. Так, Теймур находится в пыточных условиях, его койку пристегивают к стене в 6 утра и опускают только вечером перед отбоем, он перенес COVID-19, а теперь у него подозрение на гипертонический криз.

“Не бойтесь, мы снимаем кино, завтра вашего папу выпустят”. 

Супруга Ленура Сейдаметова — Аджире Бакшишева поделилась тем, как проводился обыск в их доме. 12 февраля в 4 часа утра к ним постучались силовики. Муж открыл дверь и его повалили на пол на глазах у детей, при этом оперативники пытались “успокоить” детей, говоря: “Не бойтесь, мы снимаем кино, завтра вашего папу выпустят”. Ленура же следователь уговаривал признаться в терроризме, добавляя:  “Есть разница - посидеть 5 лет или 17?”. Аджире с трудом переносит эти события, а дети тем более, но она уверена — справедливость восторжествует, а мужу не в чем признаваться.

“Я ощутила, что значит — друзья познаются в беде”

Ирина Федорова рассказала о том, как задержали ее мужа Али (Олега) Федорова. Супруга политзаключенного тоже обратила внимание на время обыска, которое не позволяет быстро среагировать СМИ и качественно снять происходящее. Кроме того, оперативники светили в камеры — замечает Ирина. Ее муж - известный человек в Бахчисарае, помогал активистам и семьям политзаключенных. Супруга политзаключенного сообщает, что ни капли не жалеет об испытаниях, которые им выпали. Верит, что люди обязательно добьются справедливости.

“Ребенок потерял 5 кг веса из-за ареста отца”

Разие Мустафаева в своем выступлении высказалась, как арест ее мужа - филолога арабского языка Исмета Ибрагимова отразился на детях. Им тяжело далось расставание с отцом и предшествующее ему задержание. Разие говорит, что они перестали улыбаться и на какое-то время потеряли связь с реальностью. Ее младшая дочь ничего не ела и целыми днями спала, похудев на 5 кг.

“Мы не можем запретить проведение праздника, но если проведете, то мы вас задержим”

Лиля Месутова поделилась, как в 2019 году ее брата Руслана Месутова привлекли к делу “Алуштинской группы”. Он был в составе независимой мусульманской религиозной общины "Алушта", которая вела тяжбу с крымским муфтиятом за право проводить религиозные обряды без санкции государства. Арест члена религиозной общины «Алушта» Месутова Руслана произошел за 2 недели до судебного заседания, на котором должен был рассматриваться иск религиозной общины «Алушта» по отношению к Совету министров в лице Министерства имущества Крыма. ДУМК и государственный комитет по делам национальности и религии проходили по данному делу как заинтересованные лица.

Иск был подан в связи с тем, что местной религиозной общине, председателем которой являлся Ленур Халилов, в пользование была передана городская мечеть распоряжением Совета министров еще в 1994 году. Позже, без отмены акта о передаче, мечеть была передана ДУМК. Вместе с Ленуром Халиловым и другими неоднократно подавал заявку на проведения праздника “Ораза байрам” и раньше его уже вызывали за это в прокуратуру, где ему прямо говорили: “Мы не можем запретить проведение праздника, но если проведете, то мы вас задержим”. Руслан не побоялся и оказался на скамье подсудимых. Лиля не надеется на справедливое решение, но верит, что с помощью всевышнего и благодаря стараниям соотечественников они добьются правды.

Жена координатора “Крымской солидарности” о том, как сидит ее муж

Майе Мустафаева рассказала, как отбывает наказание ее муж — Сервер Мустафаев, являющийся координатором “Крымской солидарности”. Сейчас он уже третий год находится в СИЗО. За это время он поменял 6 таких изоляторов, последний куда его этапировали - в Новочеркасске. Его скромная камера невероятно крохотных размеров, в которой находятся и стол, и кровать, и туалет. Он сочинил стихотворение на крымскотатарском языке, рассуждая о своей ненасильственной борьбе, которое зачитала его жена.

“Фактически в Крыму разворачивается религиозное преследование”

Украинская правозащитница Татьяна Печончик изложила свои соображения по поводу способов борьбы с преследованиями. Так она предлагает придавать репрессиям как можно больше огласки, обращать на это внимание мировой общественности и лидеров других стран, также упомянула своего рода менторство, когда известная личность берет над узником опеку, добиваясь его освобождения. 

Татьяна обращает внимание, что последний раз РФ освободила украинских заключенных полтора года назад, среди них был всего 1 крымский татарин. Поэтому давление нужно усиливать. Правозащитница призывает сплотиться всем общественным организациям и вместе поддерживать незаконно осужденных.

“Судебная власть этой страны осталась в сталинско-гулагской ментальности”

Генеральный Консул Украины в Ростове-на-Дону Тарас Малышевский замечает, что 2,5 года назад было 3 группы заключенных, а теперь более 50 политических узников по сфабрикованным делам. В основном он занимается посещением СИЗО и колоний. Рассказывает о том, как мешают встречам с заключенными коронавирусные ограничения. Консульство старается финансово поддерживать осужденных, чтобы они могли купить себе продукты из доступного им в тюрьме ассортимента. Также он надеется на коммуникацию с родственниками, чтобы эффективно реагировать на беззаконие. 

Тарас Малышевский заостряет внимание на том, что РФ отказывает в экстрадиции заключенных в Украину по той причине, что суровость наказания там соблюдается в недостаточной мере, позволяя неограниченное количество звонков, посылок и даже интернета осужденным. Тарас с сожалением заключает, что судебная власть в России осталась в сталинско-гулагской ментальности, но отмечает, что консульство продолжает работать, несмотря на это и будет делать, все, чтобы максимально упростить жизнь украинским узникам.

“Это не делает чести тому государству, где люди подвергаются таким притеснениям”

Энвер Сейтмеметов, дядя осужденных Османа и Сейтумера Сейтумеровых, перечислил особенности февральских задержаний. По его мнению, теперь власти начали арестовывать тех, кто помогает семьям политзаключенных. Во-вторых, репрессиям подверглись и женщины, что он считает недопустимым. В-третьих, теперь задерживают людей за недоносительство. Он вспоминает, что крымские татары на протяжении истории стойко переносили гонения и их не запугать. Свою речь он заканчивает четверостишьем, посвященным заключенным.

В конце беседы Сервер Чолакчик заключил, что общие действие имеют колоссальное значение, даже если их не заметно сразу и поблагодарил всех неравнодушных и сочувствующих.

Сервер Чолакчик открывает встречу. Фото: Крымская солидарность

Яз, умметим!
Поддержи политзаключенных
Мнения
График судебных заседаний