Дата публикации: 05/02/2021

Мустафа Джемилев юридически не пересекал границу, - адвокат

Мустафа Джемилев юридически не пересекал границу. К такому выводу пришел Николай Полозов, адвокат Мустафы Джемилева, исходя из показаний свидетелей обвинения — контролера пограничной службы Российской Федерации Вячеслава Дорофеева и старшего пограничной смены Сергея Заварукина. На судебном заседании оба рассказали: в тот день им поступило указание от начальства, что Джемилев может пересечь границу с Россией, хотя въезд ему запрещен. На вопрос адвоката, знали ли сотрудники пограничной службы, на каких основаниях Джемилеву нельзя было покидать Украину, оба заявили, что не знают. Дорофеев назвал себя "лицом исполнительным", у которого есть "начальник, функции, график и все".

Оба свидетеля не знали и то, где конкретно в 2014 году находилась линия границы между Украиной и Россией, почему отсутствуют опознавательные пограничные знаки, кто проверял документы Джемилева и отказал ему во въезде, когда тот подъехал к КПП Армянск, и как потом разошлись люди, которые приехали вместе с Джемилевым (по словам свидетелей, их были тысячи). При этом Заварукин утверждал, что они были вооружены дубинками и цепями.

На замечание адвоката, что отказ во въезде обычно мотивируется, свидетель Дорофеев ответил, что специальный документ, который это подтверждает, действительно выдают, но он не знает, получал ли такой документ Джемилев.

Адвокат задавал вопросы и о КПП: что считается фактическим пересечением границы — штамп в паспорте, который ставят, только если одобряют въезд, или физическое перемещение человека? Ведь даже если человек физически пересек границу и ему отказали во въезде, это не означает, что юридически он — на территории другого государства. Дорофеев вынужден был пояснить: если у человека не стоит штамп в паспорте, значит, с точки зрения закона он действительно границу не пересекал, где бы он в этот момент ни находился. Однако брать на себя ответственность утверждать, что в такой же ситуации оказался и Джемилев, свидетель отказался, а Заварукин и вовсе не ответил на вопрос.

Последний свидетель, в отличие от других, уже прошедших по делу, заявил, что слышал, как применяли оружие, — стреляли в воздух. По его словам, это сделали российские военные на БТР. Во время выстрела появился сам Джемилев, он и другие люди приехали на машинах. На вопрос адвоката, насколько далеко отходил от КПП его подзащитный, Заварукин ответил, что тот перемещался вокруг пункта и не мог отойти от него на расстояние больше, чем 400-500 метров. Свидетель подчеркнул, что хотя ему как старшему и дали указание сообщить Мустафе Джемилеву, что въезд запрещен, он этого так и не сделал.

Фото: из личного архива Николая Полозова

Яз, умметим!
Поддержи политзаключенных
Мнения
График судебных заседаний