Дата публикации: 05/02/2021

Арестованные активисты «второй симферопольской группы»: в Краснодар нас этапировали в «стакане»

Крымские татары мусульмане Шабан Умеров, Раим Айвазов, Риза Изетов, Фарход Базаров и Ремзи Бекиров, которые проходят во «второй симферопольской» группе по делу Хизб ут-Тахрир, заявили, что из Симферополя в Краснодар их этапировали в «стакане» — глухой одиночной камере в полицейском автозаке, не больше полуметра по длине и ширине. Об этом подсудимые рассказали адвокату Назиму Шейхмамбетову в перерыве судебного заседания.

По решению Европейского суда по правам человека, перевозка заключенных и подследственных в такой камере приравнивается к пыткам. В «стакан», по словам арестованных активистов, поместили не всех. Ремзи Бекиров сумел договориться с конвоирами «после долгих дискуссий и жарких разговоров» — по росту (около 2 метров – КС) и состоянию здоровья он не смог бы вынести долгую поездку, в которой по итогу подсудимые провели около суток.

В пути из Симферополя в Краснодар им сделали лишь одну остановку в Керчи для оправки. Затем по прибытии в Краснодар их посадили в камеры, где не всем хватило коек — так, у Раима Айвазова своей койки не было, «спал по очереди».

Также подсудимые поделились с адвокатом, что в Краснодар они ехали без отопления в кузове: если у журналиста Ремзи Бекирова печка не работала последние три-четыре часа до Краснодара, «даже одежда не спасала», то в случае правозащитника Ризы Изетова печка не работала изначально. «Мы к концу путешествия буквально промерзли», - рассказал Изетов.

Сейчас все подсудимые чувствуют себя хорошо, ценных вещей у них не изымали, меры физического и психологического давления на них не оказывали. В камерах никто не конфликтует — им дают время молиться и читать намаз, администрация СИЗО №1 Краснодара — «сдержанные, нормальные», добавляет Риза Изетов.

Единственный, кто указал на серьезные нарушения со стороны краснодарской медсанчасти, — Фарход Базаров. Он рассказал, что у него проблемы с седалищным нервом, и перед тем, как выехать из Крыма, ему сделали обезболивающий укол. С того времени, будучи неделю в СИЗО в Краснодаре, медики не вводили ему препарат повторно, а когда Фарход и вовсе заболел — была температура, кашель, насморк — сотрудники отказали ему в медицинской помощи. «Все своими силами», — говорит Фарход.

Часть подсудимых уже этапировали в Ростов-на-Дону — сначала автозаком до ж/д вокзала в Новороссийске, затем, по приезде в Ростов, привезли на автозаке в СИЗО №5. Сейчас там находятся Риза Изетов и Фарход Базаров, а также Сервет Газиев и Джемиль Гафаров. Изетов приехал сюда с Рустемом Сейтхалиловым, Османом Арифмеметовым и Русланом Сулеймановым и говорит, что не знает, где находятся последние двое.

В СИЗО №1 в Краснодаре, помимо Шабана Умерова, Раима Айвазова и Ремзи Бекирова, остаются Яшар Муединов, Меджит Абдурахманов, Билял Адилов, Изет Абдуллаев, Аким Бекиров, Тофик Абдулганиев, Энвер Аметов и Владлен Абдулкадыров. Об этом Шейхмамбетову рассказал Ремзи Бекиров.

Все участники «второй симферопольской» группы готовятся к заседанию 24 февраля, на котором прокурор огласит обвинительное заключение.

25 крымскотатарских общественных активистов — Руслан Сулейманов, Алим Каримов, Рустем Шейхалиев, Меджит Абдурахманов, Яшар Муединов, Билял Адилов, Джемиль Гафаров, Риза Изетов, Иззет Абдуллаев, Асан Яников, Шабан Умеров, Тофик Абдулгазиев, Сейтвели Сейтабдиев, Рустем Сейтхалилов, Аким Бекиров, Фарход Базаров, Сервет Газиев, Сейран Муртаза, Эрфан Османов, Осман Арифмеметов, Ремзи Бекиров, Эскендер Сулейманов, Энвер Аметов, Владлен Абдулкадыров и Раим Айвазов — обвиняются в причастности к исламской политической партии «Хизб ут-Тахрир», признанной в России террористической, но действующей без ограничения на уровне национальных законодательств многих стран мира.

Большинство арестованных являются участниками правозащитного объединения «Крымская солидарность». Умеров, Бекиров, Изетов, Базаров и Айвазов обвиняются по ч. 1 ст. 205.5 УК РФ («Организация деятельности террористической организации», до пожизненного лишения свободы). Остальные по ч. 2 ст. 205.5 УК РФ («Участие в деятельности террористической организации», до 20 лет лишения свободы). Всем фигурантам дела было также предъявлено обвинение по ч. 1 ст. 30 и ст. 278 УК РФ («Приготовление к насильственному захвату власти», до 10 лет лишения свободы).

Ремзи Бекиров. Фото: Крымская солидарность

Яз, умметим!
Поддержи политзаключенных
Мнения
График судебных заседаний