Дата публикации: 01/02/2021

Коротко про январскую онлайн-встречу «Крымской солидарности»

31 января к онлайн-встрече «Крымской солидарности» присоединились правозащитники, адвокаты и родственники политзаключенных. Они обсудили актуальные события прошедшего месяца. Открыл встречу общественный защитник и координатор общественного движения Сервер Чолакчик. Говоря о формате встречи в интернете, он отмечает, что эпидемия коронавируса не должна мешать освещению событий в Крыму. Также он обратил внимание на то, что январь был насыщенным событиями. 

“Я видела папу в последний раз 21 октября. Нам не дали поговорить. Это был последний суд, на который пустили родных”

Дочь политзаключенного из Алуштинской группы по “делу Хизб ут-Тахрир” Руслана Нагаева, Севиль Нагаева рассказала о последнем судебном заседании 25 января, на котором допрашивали скрытого свидетеля обвинения. Близкие, приехавшие из Крыма, не были допущены в зал. В следственном изоляторе у ее отца начались проблемы с почками, суставами, зрением и давлением, но “в условиях российского СИЗО люди не получают то, на что имеет право любой человек — должную медицинскую помощь”, — утверждает Севиль.

“Вся доказательная база прокурора в отношении наших родных строится лишь на показаниях скрытых свидетелей, имена и фамилии которых были искажены, а голос изменен”

Сестра Ризы Омерова и дочь Энвера Омерова, фигурантов Белогорской группы по “делу Хизб ут-Тахрир”, Фатма Исмаилова заявила о сфабрикованности доказательств. Она говорит, что все обвинение строится на показаниях никому неизвестных секретных свидетелей, которым, по мнению женщины, силовики дают “текст для зачитки”. На данный момент она ждет слушание апелляционного суда, но на справедливость не рассчитывает, “так как сейчас её в российских судах попросту нет”.

“Мой муж борется в СИЗО за жизнь каждый день”

Разие Гафарова напомнила о несправедливых обвинениях в адрес ее тяжелобольного мужа Джемиля Гафарова, который является фигурантом второй Симферопольской группы. Он был задержан с рядом серьезных заболеваний, являясь человеком с инвалидностью, перенесшего обширный инфаркт, имея хроническую почечную недостаточность 4 степени. Разие убеждена, что в СИЗО он не получает должной медицинской помощи, но суд не отпускает его даже под домашний арест, ссылаясь на "отличные условия содержания".

“Здоровье Джемиля Гафарова находится в критическом состоянии”

Адвокат Джемиля Рифат Яхин сообщает, что его подзащитному за счет семьи было проведено платное обследование, которое показало, что его почки в критическом преддиализном состоянии. Суд не обратил внимания на эти факты и оставил заключенного под арестом. Более того, адвокат утверждает, что суд проигнорировал ходатайства защиты, поданные через ВКС, просто уйдя на перерыв. Сейчас Рифат не знает, где находится его подзащитный, но он должен быть этапирован в Ростовское СИЗО.

“Эта боль еще больше объединила”

Афизе Суфьянова, жена Алима Суфьянова, не отчаивается и уверена, что все политзаключенные будут на свободе. Она также рассказывает о том, что у ее мужа ухудшилось здоровье в СИЗО, ЭКГ показала, что у него блокада правого пучка Гиса. Недавно в суде проходило опознание, где Алима узнали два скрытых свидетеля, девушке очевидно, что это политический заказ. “Даже на судах, когда наши адвокаты выступают, пытаясь доказать невиновность наших мужей, отцов, братьев, судья, прокурор, следователь сидят в телефонах и обсуждают свои дела, не обращая внимания на то, что они губят судьбы многих людей” — сообщила Афизе. Девушка готова бороться за своего супруга до конца, добавляя, что эта боль еще больше объединила крымских татар. 

“Все наши усилия нацелены на то, чтобы невинные люди вышли из тюрем”

Впервые во встрече общественного движения принял участие депутат Верховной рады Украины, делегат Курултая крымскотатарского народа Рустем Умеров:

«Я хотел бы проинформировать вас о работе по политзаключенным, которую веду совместно с членами Меджлиса, рядом делегатов Курултая, правозащитными организациями и адвокатами семей политзаключенных. На сегодняшний день вопрос политзаключенных имеет полную поддержку как на уровне Офиса Президента, так и на уровне Кабинета Министров и Верховной Рады Украины. В Верховной Раде работаем над принятием закона о политзаключённых…

Сейчас начали обращаться к международным партнерам помочь нам дипломатически, чтобы они вовлекались в переговорный процесс по освобождению политзаключенных. Мы, со своей стороны, постоянно используем возможности публичных трибун, чтобы говорить об их семьях, что мы следуем принципу ненасильственной борьбы и что все наши усилия нацелены на то, чтобы невинные люди вышли из тюрем. Мы всегда открыты к рассмотрению разных инициатив и будем работать последовательно, поэтому надеюсь, что скоро увидим результаты наших усилий».

“Там отсутствует какой-либо судебный процесс, а всего лишь некий формализм”

Адвокат Айдер Азаматова рассказал о деле второй Симферопольской группы, где из 29 крымских татар на скамье подсудимых находятся 25 человек, остальные в розыске. Сейчас в нарушение международного права их этапируют из Симферополя в Ростов-на-Дону. По поводу судебных процессов адвокат иллюзий не питает, отмечая, что заседания проводятся лишь формально, что выливается в огромные сроки. Также он рассказал про кейс своего подзащитного Исмета Ибрагимова, которого безосновательно перевели в спецблок и ведут за ним круглосуточное видеонаблюдение, что защитник приравнивает к моральной пытке.

“Слово и собственная позиция могут иметь колоссальное влияние и менять полностью ситуацию”

К встрече присоединилась и глава правозащитной организации «Центр гражданских свобод» Александра Матвийчук. Она сообщила, что в Украине начали работать над новой международной правозащитной сетью - это сеть, которая объединяет адвокатов в разных странах и строится на принципах солидарности и поддержки коллег в Крыму, которые тоже страдают от преследования только за то, что осуществляют свою профессиональную адвокатскую деятельность.

«Мы будем сейчас концентрировать своё внимание как на компаниях, так и на работе с отдельными кейсами незаконно заключённых людей для того, чтобы получить необходимые правовые решения международных организаций. Но также, особое внимание сейчас будем уделять коллективным солидарным действиям адвокатов в разных странах, этот инструмент ранее никем и никогда не использовался, и мы очень надеемся, что с его помощью мы сможем повлиять на ситуацию. Собственно, весь наш опыт работы за эти семь лет показывает, что довольно часто проблема, с которой мы сталкиваемся, она настолько масштабна, что кажется, что вся наша работа не имеет смысла. Но это не так, нужно продолжать свою борьбу и результат появится. То, что мы видим на примерах людей, которые заключены в тюрьмы по сфабрикованным уголовным делам - по их поведению и очень достойному, что даже когда у тебя нет никаких других инструментов, кроме слова и собственной позиции, то слово и собственная позиция могут иметь колоссальное влияние и менять полностью ситуацию».

В конце встречи Сервер Чолакчик поблагодарил спикеров и всех, кто оказывает поддержку политзаключенным и их семьям. Он глубоко убежден, что правда находится за ними и они ведут свою ненасильственную борьбу лучшим образом.

Онлайн-встречи будут ежемесячно проводиться и дальше. Подводя итог данной встречи, от имени всех политзаключенных и их семей хочу поблагодарить тех, кто находится рядом с нами и оказывает помощь, а именно рискуя своим комфортом и здоровьем, отправляется за сотни километров к судам, дабы передать частичку того тепла, которое исходит от народа. Хочу поблагодарить тех, кто не щадя своего времени и сил, взвалил на свои плечи бремя заботы о детях политзаключенных, кто не жалея средств, формирует посылки и передает их сидящим в застенках ребятам. Кто под угрозой штрафов и админарестов не прекращает осведомлять нас о положении народа, проблемах и произволе, происходящем в его отношении, — резюмировал Сервер Чолакчик.

Яз, умметим!
Поддержи политзаключенных
Мнения
График судебных заседаний