«Полиэтиленовый костюм и маска». Эскендера Сулейманова привели на судебное заседание из карантина
Сегодня в Южном окружном военном суде состоялось предварительное судебное заседание по делу Акима Бекирова, Сейтвели Сейтабдиева, Рустема Сейтхалилова, Эскендера Сулейманова и Асана Яникова. ФСБ Крыма арестовала их в марте 2019 года вместе двумя десятками крымскотатарских активистов. Эскендера Сулейманова на предварительное заседание вывели из карантинной камеры в полиэтиленовом костюме, перчатках и маске, сообщил адвокат Ислям Велиляев.
«Я и мои коллеги Сергей Легостов и Сафие Шабанова прибыли в следственный изолятор, встретили своих подзащитных. В режиме видеоконференцсвязи выходил Южный окружной военный суд. В процессе, через полчаса мы узнали, что наш подзащитный Сулейманов был доставлен в кабинет из камеры, которая находится под карантином. Естественно, данный факт стал нам известен, мы предстали с ним перед секретарем. Суд вышел, объявили технический перерыв и нас обеспечили средствами защиты. Мы приехали в Крымский гарнизонный суд. Увидели, что нашего подзащитного, который прибыл из карантинной камеры, одели в полиэтиленовый костюм, надели перчатки, маску и таким образом обеспечили так называемую изоляцию. Однако иные подзащитные находились в этом же кабинете. Когда заседание открылось, мы предоставили ряд ходатайств. Но решение ещё не было принято, суд вышел, был объявлен перерыв до завтра», - рассказал Велиляев.
Прокурор заявил ходатайство о продлении срока содержания на 6 месяцев. Адвокаты возражали против такого продления. Кроме прочего, было заявлено ходатайство о возвращении дела прокурору. В обвинительном заключении не указаны дата, периоды, время, во время которых активисты, по версии следствия, «совершали преступления».
«Наши подзащитные жалуются на плохие условия содержания. Они говорят, что отопление ещё не подключено, они спят в верхней одежде, на стенах камер - грибок. Есть жалобы на питание, на отсутствие медикаментов, на отсутствие медицинской помощи, и также на отсутствие нормальной питьевой воды. По их словам, из крана течёт ржавая коричневая вода, которую совершенно невозможно пить. Но они вынужденно пьют - другой воды нет», - рассказала об условиях содержания адвокат Сафие Шабанова.
Адвокат Сияр Панич сообщил, что администрация СИЗО не только не оказывает помощь, но есть случаи, когда сотрудники забирают медикаменты, которые передают родственники.
«По словам моего подзащитного Акима Бекирова, у него забрали его личные медикаменты, которые ему передали близкие. Забрала у него непосредственно администрация СИЗО и до сегодняшнего момента так и неизвестно - вернут ли ему их», - прокомментировал защитник.
В ходе судебного заседания были предоставлены документы, которые по инициативе суда были истребованы из разных учреждений в качестве доказательств владения подсудимыми русским языком.
«Какие-то заявления из школ, по поводу языка обучения ребенка. Были истребованы даже из университетов данные о том, что наши подзащитные проходили обучение на русском языке. Сегодня был приглашен переводчик, о котором мы заявляли ранее, но мы полагаем, что в итоговом решение нам будет отказано в предоставлении, в праве пользоваться переводчиком. Мы видим, что судья пытается закрепить своё решение собранными документами, якобы доказательствами», - резюмировал Сияр Панич.
25 крымскотатарских общественных активистов — Руслан Сулейманов, Алим Каримов, Рустем Шейхалиев, Меджит Абдурахманов, Яшар Муединов, Билял Адилов, Джемиль Гафаров, Риза Изетов, Иззет Абдуллаев, Асан Яников, Шабан Умеров, Тофик Абдулгазиев, Сейтвели Сейтабдиев, Рустем Сейтхалилов, Аким Бекиров, Фарход Базаров, Сервет Газиев, Сейран Муртаза, Эрфан Османов, Осман Арифмеметов, Ремзи Бекиров, Эскендер Сулейманов, Энвер Аметов, Владлен Абдулкадыров и Раим Айвазов — обвиняются в причастности к исламской политической партии «Хизб ут-Тахрир», признанной в России террористической, но действующей без ограничения на уровне национальных законодательств многих стран мира.
Большинство арестованных являются участниками правозащитного объединения «Крымская Солидарность». Умеров, Бекиров, Изетов, Базаров и Айвазов обвиняются по ч. 1 ст. 205.5 УК РФ («Организация деятельности террористической организации», до пожизненного лишения свободы). Остальные по ч. 2 ст. 205.5 УК РФ («Участие в деятельности террористической организации», до 20 лет лишения свободы). Всем фигурантам дела было также предъявлено обвинение по ч. 1 ст. 30 и ст. 278 УК РФ («Приготовление к насильственному захвату власти», до 10 лет лишения свободы).