«Вы не видели - кто украл доски?». В семью политзаключенного Сейрана Салиева тоже пришли полицейские
9 декабря сотрудники полиции пришли в семью политзаключенного Сейрана Салиева – в многоквартирный крымскотатарский массив, где официально прописаны и мать, и супруга осужденного крымскотатарского активиста.
«Сегодня после 2 часов дня пришли двое полицейских. Представились и попросили меня представиться. У нас рядом стройка стоит, которая началась 4 года назад. Она стоит замороженная. И вот, якобы произошла какая-то кража досок. Они стали задавать вопросы - не видела ли я укравших эти доски? Может знаю, что есть какие-то соседи-дебоширы. Я, конечно же, сказала, что не видела, не знаю об этом. Потом здесь ходила Сурие (7-летняя дочь Сейрана Салиева – КС), спросили ее маму – Мумине Салиеву. Я сказала, что её нет, она учится в аспирантуре в Симферополе», - рассказала мать политзаключенного.
Супруга Сейрана Салиева и координатор проекта опеки детей политзаключенных «Крымское детство» Мумине Салиева считает предлог визита формальным и связывает ряд визитов оперативников в семьи политзаключенных и активистам в одно целое.
«Когда под различными предлогами совершенно абсурдного характера сотрудники правоохранительных органов приходят к женам, к семьям политузников, к гражданским журналистам, к активистам и здесь, однозначно, мотивы не до конца понятны, это не что иное как определённое давление которое происходит в целом на активизм в Крыму. За сегодняшний день только по Бахчисарайскому району поступала информация о подобных визитах сотрудников правоохранительных органов в семьи активистов, в частности, гражданских журналистов и явно это говорит о том, что существует некий список, который находится в обработке у сотрудников правоохранительных и силовых структур. Я считаю, что подобного рода действия являются очередным систематическим напоминанием всем нам о том, что любой активизм в Крыму продолжает находиться в поле зрения сотрудников правоохранительных органов», - уверена Мумине.
11 октября 2017 года в Бахчисарае сотрудники ФСБ задержали шестерых крымских татар — Тимура Ибрагимова, Марлена (Сулеймана) Асанова, Мемета Белялова, Сейрана Салиева, Сервера Зекирьяева и Эрнеса Аметова. 21 мая 2018 года были задержаны в своих домах и арестованы в рамках этого же уголовного дела Эдем Смаилов и Сервер Мустафаев. По версии следствия, вина задержанных крымских татар заключалась в причастности к деятельности партии Хизб ут-Тахрир в Крыму.
В России организация запрещена с 2003 года. На территории Украины и большинства стран мира организация действует без ограничений на уровне национальных законодательств. Первые аресты по данной категории уголовных дел в Крыму начались в 2015 году, когда на территории полуострова стали принудительно внедрять нормы российского законодательства.
16 сентября в Южном окружном военном суде в Ростове-на-Дону огласили приговор по второму бахчисарайскому делу «Хизб ут-Тахрир». Крымских мусульман приговорили к срокам от 13 до 19 лет лишения свободы. Осужденный крымский татарин Сейран Салиев — филолог турецкого и крымскотатарского языка, до ареста — экскурсовод, гражданский журналист «Крымской солидарности», получил 16 лет лишения свободы.
18 июля 2019 года Европейский парламент принял резолюцию, в которой есть призыв к России освободить всех украинских политзаключенных, включая фигурантов данного уголовного дела.
Правозащитный центр «Мемориал» признал фигурантов второй Бахчисарайской группы «дела Хизб ут-Тахрир» политическими заключёнными и потребовал их немедленного освобождения.
Freedom House выступила в поддержку Салиева и других гражданских журналистов «Крымской солидарности».
Зодие Салиева. Фото: Крымская солидарность