Айдер Джаппаров, отец и сын Омеровы останутся в российском СИЗО до 15 января. Там вспышка Covid-19
12 ноября 2020 года в Апелляционном военном суде городского округа Власиха Московской области были рассмотрены апелляционные жалобы адвокатов. Назим Шейхмамбетов, Сафие Шабанова и Александр Стасюк обжаловали решение Южного окружного военного суда о продлении срока содержания под стражей крымским татарам Ризе Омерову, Энверу Омерову и Айдеру Джаппарову. Защитники участвовали в заседании посредством видеоконференцсвязи из Крымского гарнизонного военного суда. Судья оставил решение в силе, продлив сроки содержания под стражей до 15 января 2021 года. На данный момент все трое содержатся в СИЗО-1 Ростова-на-Дону. По мнению адвокатов - безосновательно.
«Прокурор исследовал материалы дела в отношении наших подзащитных - все они положительные. Он все эти доводы привел в своем ходатайстве. И потом вдруг фраза: «Прошу продлить». Честно говоря, мы даже не поняли сначала. Доводов, даже прокурорских, которые нужно было привести и озвучить в судебном заседании, прокурор не привел. Это было удивительно и это редкость», - рассказал Александр Стасюк.
Подсудимые воспользовались правом выступить в ходе слушания. В частности, ими были заявлены ходатайства о применении в отношении них норм международного права. Суд удовлетворил данное ходатайство, указав, что учтёт его при вынесении окончательного решения.
Политзаключённые крымские татары сообщили адвокатам о рисках для здоровья в СИЗО-1, где на данный момент обнаружена вспышка эпидемии Covid-19.
«Наши подзащитные жаловались на то, что в СИЗО свирепствует коронавирус, один сотрудник умер по этой причине. Говорят о том, что никакой медицинской помощи им не оказывается. Когда заключенные, в целях профилактики, просят дать пол таблетки аспирина, им говорят - «мы профилактикой не занимаемся, мы лечим». Даже если кто-то просит, чтобы их лечили, то лекарственных средств нет», - сообщила адвокат Сафие Шабанова.
Крымским татарам вменяется организация и участие в деятельности политической исламской партии «Хизб ут-Тахрир», которая в России запрещена с 2003 года. На территории Украины и большинства стран организация действует без ограничений на уровне национальных законодательств.
Согласно материалам дела, обвиняемые не имели оружия, взрывчатки, боеприпасов, не планировали совершать террористический акт и не призывали других к осуществлению террористических действий.
Отсутствуют какие-либо доказательства, свидетельствующие о попытке свержения конституционного строя Российской Федерации и захвата власти. Материалы дела содержат аудиозаписи, на которых зафиксировано, что осужденные вели дискуссии на религиозные и политические темы.
18 июля 2019 года Европейский парламент принял резолюцию, в которой есть призыв к России освободить всех украинских политзаключенных, включая фигурантов данного уголовного дела.
Правозащитный центр «Мемориал» признал фигурантов Белогорской группы «дела Хизб ут-Тахрир» политическими заключёнными и потребовал их немедленного освобождения.
«Обвиняемые принимали участие в поддержке крымских татар, подвергшихся преследованиям со стороны российских властей и их семьям. В этой ситуации нам весьма вероятным кажется, что удобное и привычное обвинение в причастности к ХТ, стало инструментом для подавления общественной солидарности и гражданской активности жителей Крыма», - говорится на сайте правозащитного центра.